Технологическая карта модульного урока по теме: «Голосеменные растения»

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Технологическая карта урока

в 6 классе по теме «Отдел Голосеменные»

Учебные

элементы

Дидактические цели

Руководство по усвоению

учебного содержания

УЭ0

Комплексная дидактическая цель:

усвоить знания о голосеменных как отделе царства «Растения», особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности (на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной), роли в природе и значении для человека; умения описывать внешнее строение и внутренне строение изученных представителей голосеменных, объяснять связь внутреннего и внешнего строения с процессами жизнедеятельности.

Требования к уровню

обученности:

Знать: общие признаки голосеменных как представителей царства «Растения», особенности внешнего, внутреннего строения и жизнедеятельности на конкретных примерах, роль голосеменных в природе, значение в различных сферах деятельности человека.

Уметь: называть типичных представителей голосеменных, характеризовать их по внешнему и внутреннему строению и особенностям жизнедеятельности, различать разные виды по иллюстративному материалу, объяснять связь связь внутреннего и внешнего строения с процессами жизнедеятельности.

Владеть: биологической терминологией, связанной с Отделом Голосеменные.

УЭ1

УЭ2

Дидактическая цель:

усвоить знаний о голосеменных как представителях царства «Растения»; ознакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле.

Задание1

Рассмотрите на иллюстративном материале представителей отдела Голосеменные. Найдите признаки, характеризующие их как представителей высших растений.

Задание2

Работая с текстом учебника с.153 (И.Н.Пономаревой), изучите информацию о происхождении Голосеменных.

Задание 3

Работая с дополнительной справочной литературой, атласами- определителями, изучите многообразие голосеменных и их среду обитания.

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы выполнили все 3 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили 2 задание- поставьте себе отметку 4;

Если вы дали неполные ответы на 1 задание и неправильно сделали общий вывод о среде обитания мхов — поставьте себе отметку 3;

если вы не смогли выполнить все задания, снова прочитайте текст учебника, подготовьте сообщение «Общая характеристика Голосеменных».

Дидактическая цель:

усвоить знаний об анатомо-морфологических характеристиках голосеменных.

Задание 1

Изучите внешнее строение голосеменных на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной.

Задание 2

Найдите черты сходства и отличия сосны обыкновенной и ели обыкновенной.

Задание 2. Прочитайте информацию в учебнике о микроскопическом строении хвои сосны обыкновенной, а также рассмотрите готовый микропрепарат «Хвоя сосны под микроскопом»

Задание3. Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего строения голосеменных (на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной).

Устно ответьте на вопросы:

  1. Что характерно для высших растений?

  2. Какие растения относятся к голосеменным?

  3. Какие прогрессивные изменения произошли у растений отдела голосеменных в ходе эволюции?

Работая с тестом учебника, кратко законспектируйте информацию о происхождении голосеменных на Земле.

  1. Запишите общее число видов голосеменных на Земле.

2) Сделайте общий вывод о среде обитания голосеменных

Лабораторная работа «Изучение внешнего вида голосеменных растений».

Рассмотрите гербарные образцы побегов растений хвойных растений (сосны обыкновенной и ели обыкновенной) изучите рисунок в учебнике на с. 153-154.

Зарисуйте в тетрадях внешнее строение побегов сосны обыкновенной, сделайте обозначения.

Заполните сравнительную текстовую таблицу «Сравнительная характеристика голосеменных»

Признаки для сравнения

Сосна обыкновенная

Ель обыкновенная

Характер хвои

Расположение веток

Шишки

Характер корневой системы

Требования к освещению

Требования к почве

Потребность во влаге

Опыление и распространение семян

Зарисуйте микроскопическое строение хвои сосны и сделайте подписи к рисунку.

В рабочих тетрадях сделайте общий вывод о строении голосеменных.

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы выполнили все 2 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4;

Если вы во втором задании при заполнении текстовой таблицы допустили 2 ошибки- поставьте себе отметку 3;

если вы не смогли выполнить оба задания, обратитесь к тексту учебника и устно ответьте на вопросы учителя.

УЭ3 3

Дидактическая цель:

объяснить особенности жизнедеятельности голосеменных,

роль в природе и значение для человека.

Задание 1. Объясните, как происходит цикл развития сосны обыкновенной, работая с текстом учебника с.154

Задание 2. Выясните роль воды в процессе оплодотворения у голосеменных.

Задание 3. Используя дополнительные источники информации, объясните роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности.

Ответьте на вопросы:

    1. В чем отличие мужской и женской шишек?

    2. Какие особенности возникли у пылинок сосны, которые способствуют их переносу ветром?

Выскажите ваше суждение о том, нужна ли вода для оплодотворения у голосеменных растений?

Письменно ответьте на вопросы:

      1. Какую роль играют голосеменные в природе и жизни человека?

      2. Что такое фитонциды?

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили 2 задание — поставьте себе отметку 4;

Если вы допустили значительные ошибки во всех трех заданиях, поставьте себе отметку 3;

если вы не справились с заданиями, подготовьте, работая с учебником объяснение цикла развития голосеменных.

УЭ 4

Дидактическая цель:

характеризовать морфологическую структуру голосеменных расений.

Задание 1. Из набора деталей частей семени сосны обыкновенной создать ее модель.

Задание 2. Вставить пропущенные слова в предложение:

Задание 3.  Дополните схему «Размножение сосны».

Зарисовать в рабочей тетради строение семени сосны обыкновенной, сделать обозначить и надписать их.

  1. В мужских шишках сосны образуются ____________________

  2. Опыление происходит с помощью _______________________,
    так как пыльца имеет ________________

  3. После оплодотворения из зеготы образуется ______________

  4. Из семязачатков образуются ____________________________

  5. Благодаря _________________ семена сосны разлетаются с помощью ____________________

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы при выполнении 1 задания допустили 1 ошибку, поставьте себе отметку 4;

Если вы допустили ошибки при составлении схемы задания №3 и неправильно ответили на задание поставьте себе отметку 3;

если вы не справились с заданиями, найдите необходимую информацию об анатомо- морфологических и физиологических особенностях голосеменных в интернет -источниках.

УЭ 5

Дидактическая цель:

применить демонстрационный и раздаточный материал для закрепления знаний по теме «Голосеменные».

Задание 1. Используя знания, полученные на последующих уроках, а также пользуясь текстом учебника сравните в таблице внешнее строение голосеменных и папоротникообразных растений.

Задание2_

Сформулируйте черты сходства и различия папоротникообразных и голосеменных растений.

Заполните текстовую таблицу:

Признаки

Папоротники

Голосеменные

Жизненная форма

Форма листьев

Оплодотворение

Размножение

Записать вывод в рабочей тетради .

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы правильно выполнили все 2 задания, поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили 1,5 задания — поставьте себе отметку 4;

Если вы выполнили только 1 задание поставьте себе отметку 3;

если вы не справились с заданиями, используйте текст учебника для повторного изучения и ответьте на вопросы учителя

УЭ 6

Дидактическая цель:

обобщить знания об анатомо-морфологических и физиологических характеристиках отдела «Голосеменные».

Задание 1. Установите соответствие нумерованных и обозначенных буквами суждений.

Задание 2. Выберите 3 правильных ответа

1) Установите соответствие

и занести ответы в таблицу

1) наличие заростка

2) листья видоизменены в хвою

3) размножение семенами

4) размножение спорами

5) оплодотворение без участия воды

А) Папоротники

Б) Голосеменные

Занести ответы в таблицу

1

2

3

4

5

2) Какие признаки характерны для голосеменных растений (ответ записать в алфавитном порядке)

А) Тело представлено слоевищем

Б) Древесина содержит большое количество смоляных ходов

В) В спорангиях образуются споры

Г) Выделяют фитонциды

Д) Семена располагаются открыто на чешуйках шишек

Е) Для оплодотворения необходима вода

Ответ:_________________

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

если вы выполнили оба задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили 1 задание — поставьте себе отметку 4;

Если вы допустили 2 ошибки при заполнении таблицы задания №1, поставьте себе отметку 3;

если вы не справились с заданиями, повторите необходимый материал учебника о моховидных и водорослях.

Ключи ответа:

1.

1

2

3

4

5

А

Б

Б

А

Б

  1. БГД

УЭ 7

Дидактическая цель:

выявить уровень усвоения материала учащимися по теме «Отдел Голосеменные»

Задание 1. Выполните тестовые задания.

Задание 2. Вставьте пропущенное слово.

Задание 3. Письменно ответьте на вопросы

Задание 4. Оцените значение голосеменных в природе и жизни человека

1. Выполнить работу с тестами .
1. Голосеменные — это…

А) травянистые растения; б) деревья и кустарники; в) травы и кустарники.

2. Основную часть стебля голосеменных составляет:

А) древесина; б) кора; в) сердцевина.

3. Листья у сосны расположены на побегах:

А) укороченных; б) удлиненных; в) верхушечных.

4. Мужской гаметофит у голосеменных — это…

А) пыльцевое зерно; б) спора; в) зигота; г) питательная ткань.

5. Спермий к яйцеклетке приносит:

А) ветер; б) пыльцевая трубка; в) вода.

6. Единица размножения голосеменных — семя — это:

А) одна клетка; б) много клеток, не содержащих запас питательных веществ; в) много клеток, содержащих запас питательных веществ.

7. Голосеменные — это:

А) высшие растения; б) низшие растения; в) высшие споровые растения;

2. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Голосеменными называются растения, имеющие …, но (не) образующие … и …

Б. Семена лежат … на чешуях.

B. Причиной широкого распространения голосеменных – наличие …

Г. К классу хвойных относятся: …, …, …

Д. Среди голосеменных известны долгожители: …

Е. Листья голосеменных — …

Ж. Листья хвойных игольчатые и покрыты …

1. Чем семя отличается от споры?

2. Много ли среди голосеменных листопадных растений?

3. В молодом светлом лесу между березами и осинами посадили ели. Через 20 лет березы и осины исчезли, а на их месте появился темный хвойный лес. Почему так произошло?

Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента:

Проверьте ответы по ключам:

Часть 1

1б),2а),3а),4а), 5б), 6в), 7а).

Часть 2

А. Семена, цветков и плодов, Б. Открыто, В. Семена, Г. Сосна, ель, лиственница, Д. кедр, сосна, кипарис, Е. хвоя, Ж. кутикула

если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;

если вы правильно выполнили задания в части 1 и 2 — поставьте себе отметку 4;

Если вы допустили ошибки при выполнении задания части 2 и не приступали к выполнению заданий части С, поставьте себе отметку 3;

если вы не справились с заданиями, изучите материал повторно и ответьте на вопросы в конце темы.

1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому.

2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя.

3. Я понял (а) материал частично.

4. Я ничего не понял (а).

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба