Познание мира
Тема: « Понятие о космосе»
4 класс
Подготовила: учитель начальных классов
Кан Елена Анатольевна
Вид урока: комбинированный
Формы работы: групповая
Цель: Показать обусловленность понятий космического пространства.
Задачи:
-
обобщить знания о разнообразии небесных тел, их расположении в космосе и взаимодействии;
-
формировать интерес к изучению Вселенной;
-
развивать познавательную активность, стремление узнать новое, сообразительность, быстроту мышления, навыки анализа и синтеза предложенного материала (работа с раздаточным материалом), кругозор, умение работать в микроколлективе.
-
воспитывать уважительное бережное отношение к планете Земля.
Оборудование: презентация, музыка
Ход урока
I.Организация учебного процесса
1. Приветствие.
— Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не обычный урок! мы с вами совершим путешествие в космос! А пока наше путешествие не началось покажите мне своё настроение на начало урока.( «Смайлики» — Красный отличное настроение! Зеленый цвет хорошее настроение, желтый плохое настроение.)
-Ребята, как называется город в котором мы живем? Кызылорда. Этот город называют «Космической гаванью» Почему?
( Ответы учащихся)
-
Сегодня мы совершим с вами путешествие.
-
Наш космический отряд разделили на 3 группы:
-
«Астрономы» ( Кто такие астрономы?),
-
«Астронавты» (?),
-
«Звездочеты» (?) (повторить правила в группе)
2. Работа в группах
Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас,
И вот мы готовы к полету сейчас.
«Поехали!»
Просмотр «Видеофильма о космосе»
Построение ассоциативного ряда
Презентация.
3. Работа по новой теме
а) Доклад учащегося «Вселенная» . Запись в тетради важной информации
Б) Доклад учащегося «Галактика» . Запись в тетради важной информации
Галактики — это большие звёздные системы, в которых звёзды связаны друг с другом силами гравитации. Существуют Галактики, включающие триллионы звёзд. Помимо обычных звёзд Галактики включают в себя межзвездный газ, пыль, нейтронные звёзды, чёрные дыры.
Кометы похожи на шары из грязного снега. Когда они находятся вблизи Солнца, лёд тает, а пыль и газ образуют хвост. Ядро кометы бывает всего несколько километров в ширину, но её хвост простирается на расстояние в миллионы километров.
Звезды – гиганты почти в 100 раз больше нашего Солнца. Звезды – карлики в 50 раз меньше Солнца. Самые горячие звезды – белые, температура от 10 тысяч до 100 тысяч градусов по Цельсию. Теплые звезды, например наше Солнце, с температурой 6 тысяч градусов. Холодные звезды – красноватые температура 2- 3 тысячи градусов по Цельсию.
Звёзды объединены в группы – созвездия. Всё небо разделено на 88 созвездий.
Солнце Солнечная система Галактика Вселенная (Космос)
в) Доклад учащегося «Солнечная система» . Запись в тетради важной информации
Солнечная система входит в галактику Млечный путь .
— А на что похожа полоса звезд галактики?(Полоса звезд галактики Млечный Путь похожа на след от пролитого молока, которое, по легенде, пролила богиня Гера, спускаясь с горы Олимп. В галактике Млечный Путь предположительно 100 миллиардов звезд!)
-
Планету Меркурий назвали в честь римского бога торговли. Меркурий расположен очень близко к Солнцу, поэтому там нет жизни. Год равен 88 дням. Время от восхода до заката равно 6 месяцам.
-
Земле не досталось имя бога, поэтому её название символизирует жизнь. На Земле не так жарко, как на Меркурии или как на Венере и поэтому на Земле есть жизнь. Естественным спутником Земли является Луна.
-
Венера – вторая от Солнца планета. Названа в честь греческой богини любви. Она покрыта толстыми слоями облаков. Эти облака скрывают поверхность планеты, на которой царит испепеляющая жара.
-
Планету Марс назвали в честь бога войны. Марс выглядит красным, поскольку его камни содержат окиси железа.
-
Следующую планету назвали в честь Юпитера — главы всех богов. Юпитер — 5–я планета по счету. Этот огромный шар состоит из жидкости и газа. Один оборот вокруг своей оси совершает за 10 часов.Юпитер имеет 63 спутника
-
Планету Сатурн назвали в честь Сатурна — отца Юпитера. Сатурн окружён двумя широкими кольцами. Эти кольца состоят из газа, частиц льда и горных пород.
-
Планету Сатурн назвали в честь Урана — отца Сатурна. Уран 7–я планета по счету от Солнца.
-
Планету Нептун назвали в честь Нептуна — бога моря. Нептун 8–я планета по счету. Здесь дуют самые сильные ветры. Они развивают скорость 2000км/ч.
4. Физминутка
5. Самостоятельная работа. Распределить название планет по отношению к солнцу.
( взаимопроверка по образцу)
6. Поиграем. Звание «Лучший астроном! »
Диаметр Земли – 12740км. Диаметр Юпитера- ? км, в 11 раз больше. Вычислите диаметр Юпитера.
12740 * 11 = 140140 км.
7. Задание № 4: Следующее задание: нужно провести исследование – «Как отличить планету от звезды». Для этого задания вы получаете таблицу и конверт с карточками. На карточках написаны ответы. Ваша задача найти правильный ответ и расположить его в таблице. Каждый ответ приклеить.
Характеристика |
Планеты |
Звёзды |
Определение |
|
|
Размеры |
|
|
Свечение |
|
|
Как отличить на небе? |
|
|
Характеристика |
Планеты |
Звёзды |
Определение |
Холодные космические тела. |
Огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет. |
Размеры |
4 планеты близки размерам Земли, 4 планеты – гиганты,
|
Огромные шары. Многие звёзды горячее и больше Солнца. Но мы видим их маленькими светящимися точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца. |
Свечение |
Не излучают собственного света. Отражают солнечный свет. |
Светятся! Цвет звезды зависит от температуры. Звёзды белого и голубого цвета – самые горячие, жёлтые и красные – «холоднее». |
Как отличить на небе? |
Светят спокойным ровным светом. В бинокль планета видна как маленький светлый кружок. |
Звёзды поблёскивают, мерцают. В бинокль звезда видна как всегда светящаяся точка. |
(слайд № 27)
Команды снова меняются работами. Обратите внимание на экран. Я буду читать правильные ответы, а вы с помощью ручки зачеркиваете неправильный ответ. Затем мы считаем количество правильных ответов. Команда сделавшая наименьшее количество ошибок получает звезду.
— Наше исследование прошло успешно. Мы научились отличать планету от звезды.
7. Синквейн « Космос»
8. Оценивание « Ракета»
9. Рефлексия. Итоги урока