Патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать

Департамент по образованию администрации Волгограда

Краснооктябрьское территориальное управление

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

400009 пр. Ленина 133

«Патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать

(воспитание патриотизма на уроках изобразительного искусства)»

Участник:

Буталова Татьяна Леонидовна,

учитель изобразительного искусства

МОУ СШ №16

Краснооктябрьского района Волгограда

Волгоград, 2016

Культура, как растение: у нее не

только ветви, но и корни. Чрезвычайно

важно, чтобы рост начинался именно

с корней.

Д.С. Лихачёв

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» − эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что уже сегодня школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».

Предмет изобразительное искусство, как никакой другой, способствует развитию и формированию лучших качеств личности, так как процесс обучения строится на изучении высочайших образцов культуры человечества и выполнении большого количества творческих работ.

Основной задачей патриотического воспитания средствами изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Основной образовательной целью занятий по изобразительному искусству является развитие у ребенка художественных способностей, умения видеть, переживать, сопереживать, отражать свой внутренний мир, явления окружающей действительности через художественный образ, изучение творчества художников.

Воспитательными задачами является, воспитание духовно-нравственных качеств, а также любви и бережного отношения к природе.

Развивающие цели и задачи состоят в том, чтобы научить учащихся понимать красоту, развивать чувства прекрасного, научить верно, ориентироваться в окружающем мире, отличать истинно прекрасное от мнимо красивого, расширять кругозор.

На своих уроках я применяю интеграцию почти со всеми предметами: литературой, музыкой, историей, географией; использую большое количество слайдов, музыку и фрагменты фильмов. На уроках учащиеся получают возможность развиваться и совершенствоваться в творческой и непринужденной обстановке. У школьников есть возможность работать в своем темпе, реализовывать задачи своего уровня, используя различные техники, создавать интересные работы на любом этапе своего развития. Такие уроки создают для детей ситуацию успеха, что очень значимо в процессе становления личности.

Искусство – это особый мир прекрасного. Природе здесь принадлежит весьма важное место, поскольку прекрасное в природе всегда перед глазами. Роль художника – помочь увидеть эту красоту.

Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Потому, реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении всего учебного процесса. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства, где большое внимание уделяется знакомству с жизнью и творчеством художников 19-20 века. Духовное ощущение природы невозможно отделить от нравственных и патриотических чувств человека. Трудно найти грань, где кончается эстетическое переживание и начинается нравственное, потому что разрушение красоты живого не может не вызвать чувства сострадания, жалости, желания помочь. Это желание помочь, защитить, внести свой вклад, вложить в него душу и есть проявление патриотизма.

Для познания и более эмоционального восприятия природы совместно с другими учителями организовываем экскурсии, чтобы ученики все сами увидели и навсегда полюбили. После экскурсий остается много впечатлений, воспоминаний, которыми хочется поделиться. И мы делимся ими: рисуем, организовываем выставку рисунков "Мой край родной", устраиваем фотовыставки («Осень – милая подружка», «Ах, ты гостья зима!», «Цветы весны», «Лето – красное»), высказываем свои впечатления. Во время таких путешествий дети не только общаются с природой, но и видят красоту, в результате развивается наблюдательность, формируется чувство ответственности, бережное отношение и любовь к природе.

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Так я начинаю урок по теме: «Пейзаж-настроение. Природа и художник» в 6 классе. «Как прекрасна природа, посмотрите на ее красоту, на леса, поля, горы и реки» — говорю, обращаясь к выставке рисунков и фотографий. Обращаю внимание детей на то, что человек — часть природы, но это одухотворенная ее часть. Духовные потребности человека тесно связаны с осознанием вечной и неиссякаемой красоты природы. Далее привожу примеры о роли природы в жизни и творчестве И.И. Шишкина, И. И.Левитана. Показывая красоту природы, подвожу детей к проблемам экологии («Внимание, над живой природой нависла смертельная опасность! Почему?..») Ребята приходят к выводу, что все, что нас окружает, все, что стало родным с детства, может исчезнуть, если не заботиться и не беречь. Такие уроки повышают интерес не только к изобразительному искусству, но и помогают всестороннему развитию личности школьника, воспитывают любовь к Родине через красоту природы.

Патриотизм проявляется не только в любви к красоте родных мест, но и в заботе о будущем страны, в сохранении памяти о прошлом своей земли. Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата героями. Поэтому темы творческих заданий «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.
К истокам возникновения нашего Отечества относят учащихся такие творческие задания как, «Образы русских богатырей», «Образ нашего города в прошлые века» — 7 класс. Урок, посвященный образам русских богатырей, я начинаю, так: «Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом Отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь» Провожу беседу по образам картины и затем предлагаю выразить свое отношение и фантазию по теме урока.

Каждый учитель изобразительного искусства не может в своей работе обойти вниманием такие серьезные и трудные темы, как День Победы, День защитника Отечества. Обучающиеся всех возрастов активно принимают участие в конкурсах рисунков на военную тему, создают сюжетные композиции. В идеале было бы неплохо, чтобы каждый подрастающий гражданин России постоянно углублял собственные знания об армии своего Отечества. Ведь россиянам есть чем гордиться! Патриотизм во время Наполеоновского нашествия, массовый героизм на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, современные обстоятельства, формирующие новое поколение героев. Все эти события находят свое отражение в художественных произведениях, изучаемых в рамках предмета изобразительного искусства. И мои ученики принимали активное участие в конкурсах рисунков «Дорогами войны» и в создании альбома «70 песен Победы в рисунках волгоградских детей» (показать книгу).

При изучении искусства и культуры русского народа нельзя обойти вниманием такую тему как российская государственная символика. Изучение геральдики, эмблемы древнерусского дворянства необходимо связать с символами современности. Обучающиеся обязаны усвоить как должное, что подобно любому другому народу, россияне с уважением относятся как к современным, так и историческим символам своего Отечества. Все это мы с ребятами изучаем на уроке в 5 классе «О чем рассказывают гербы».

Темы многих уроков затрагивают важные и глубокие аспекты жизни, заставляют думать, сопереживать, анализировать и делать выводы, учат ответственности человека за свои действия, помогают духовно расти.

Патриотизм заключается не только в знании истории своей страны и уважении к ее традициям, но и развитии каждого человека, как гармоничной личности. Чем больше в стране гармонично развитых людей, тем выше потенциал страны, лучше уровень жизни.

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба