Конспект урока по теме:
«УГЛЕВОДЫ. ГЛЮКОЗА»
Цели и задачи:
Дидактические:
-
опираясь на знания обучающихся по кислородсодержащим соединениям, дать представление о глюкозе, как наиболее ярком представителе класса углеводов;
-
акцентировать внимание обучающихся на причинно — следственной связи: состав → строение → свойства → применение → получение
Развивающие:
Продолжить формировать ОУУН:
-
давать качественную и количественную характеристику изучаемого объекта;
-
устанавливать причинно – следственные связи;
-
организовывать самостоятельную учебную деятельность.
Ход урока I. Организационный момент II. Мотивационно-ориентационный
Актуализация познавательной деятельности.
«Химическая разминка», сопровождается слайдовой презентацией.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Активизация мыслительной деятельности.
Характеристика глюкозы.
Раскрытие причинно следственной связи:
состав → строение → свойства → применение → получение
Объяснение учебного материала сопровождается слайдовой презентацией (приложение 1).
III ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
УГЛЕВОДЫ. ГЛЮКОЗА
II (учебный текст)
Изучите учебный текст
I. Классификация углеводов
По способности к гидролизу углеводы классифицируют на группы:
Простые – моносахариды:
глюкоза – С6Н12О6, фруктоза — С6Н12О6.
Сложные
1. Дисахариды (сахароза- С12Н22О11, .
2. Полисахариды (крахмал – (С6Н10О5)n, целлюлоза -(С6Н10О5)n,
Дисахарид (С12Н22О11,)+ вода → глюкоза (С6Н12О6).
Полисахариды (С6Н10О5)n + вода →глюкоза (nС6Н12О6).
II. ГЛЮКОЗА
Нахождение в природе: плоды и ягоды
Физические свойства: Ц (белый), З (нет), растворима в Н2О, В (сладкий)
Молекулярный состав глюкозы С6Н12О6.
Особенностью строения является наличие:
В начале XIX века ученые установили формулу глюкозы С6Н12О6.
Предположите химическое строение глюкозы.
Учащиеся делают предположения:
-
Глюкоза – кислородосодержащее органическое соединение, следовательно, может содержать такие функциональные группы, как спиртовая, альдегидная, кетонная, кислотная.
-
Чтобы доказать наличие или отсутствие этих групп в молекуле глюкозы надо провести качественные реакции (вспоминаем качественные реакции на перечисленные функциональные группы).
-
альдегидной группы – СОН (сходство с альдегидами);
-
пяти гидроксильных групп -ОН (сходство с многоатомными спиртами).
ГЛЮКОЗА – АЛЬДЕГИДОСПИРТ.
Качественные реакции
+ Cu(ОН)2, ярко синий цвет (на гидроксильные группы).
+ Сu(ОН)2 при нагревании, изменение цвета с синего на желтый и красный (на альдегидную группу).
+ Ag2О (серебряное зеркало, на альдегидную группу)
Реакции по альдегидной группе
1) Взаимодействие с аммиачным раствором Ag2O (реакция серебренного зеркала):
СН2ОН – (СНОН)4 – СОН + Ag2O → СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + +2Ag↓
2) Взаимодействие Cu(OH)2 (при нагревании):
СН2ОН – (СНОН)4 – СОН + 2Сu(ОН)2 → СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + Сu2О + 2Н2О
Реакции по гидроксильным группам (сходство с многоатомными спиртами).
Образование комплексных соединений синего цвета с Сu(ОН)2 гидроксидом меди (II) – качественная реакция на гидроксильные группы.
РЕАКЦИИ БРОЖЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ
а) спиртовое брожение C6H12O6 ® 2C2H5OH + 2CO2
б) молочнокислое брожение C6H12O6 ® 2CH3-CH(OH)-COOH
В связи с рассмотрением химических свойств глюкозы интересно вспомнить эпизод из романа Валентина Пикуля “Нечистая сила”, где идет речь о неудачной попытке отравления Распутина в 1916 году.“Лазоверт со скрипом натянул резиновые перчатки, растер в порошок кристаллы цианистого калия… Доктор щедро и густо насыщал внутренность пирожных страшным ядом.
…Распутин с неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. Но Распутин спокойно доедал восьмой птифур…
Яд беспомощен! Гришка выпил и сожрал все, что отравлено. Но только рыгает и появилось сильное слюнотечение…”Герои Пикуля решили, что Григорий Распутин и впрямь святой или заговоренный. Однако это не так.Распутина спасло то, что доктор не знал, что люди с давних времен при опасности отравления цианидами держали за щекой кусочек сахара. А в 1915 году немецкие ученые Рупп и Гольце обнаружили, что, как и всякий альдегид, глюкоза взаимодействует с цианидами и циановодородом с образованием нетоксичного циангидрин
Применяется глюкоза медицине, в пищевой и химической промышленности.
ГЛЮКОЗА.
Изучив характеристику углеводов, используя учебный текст и материал учебника, преобразуйте изученный материал в блочный конспект
ГЛЮКОЗА.
Проверьте качество составленного вами блочного конспект, исправьте ошибки.
ТЕСТ
1. Глюкоза С6Н12О6 является:
а) полисахаридом, б) дисахаридом, в) моносахаридом.
2. Распознавание глюкозы осуществляется с помощью:
а) йодной воды; б) раствора марганцовки, в) аммиачного раствора оксида серебра.
3.Основными источниками углеводов являются:
а) нефть и каменный уголь; б) животные организмы; в) растительные организмы.
4. В названных углеводов используют суффикс:
а) – овая; б) – оза; в) — аза; г) — ол
4. Как отличить растворы глюкозы и фруктозы:
а) йодной водой; б) нагреванием с раствором оксида серебра; в) раствором хлорида железа (III).
Подведение итогов
ОЦЕНИТЕ УСПЕШНОСТЬ СВОЕЙ РАБОТЫ
Я успел выполнить работу! Я молодчина! Я хорошо подготовился к уроку!
Я с работой не справился в следствии плохой подготовки к уроку.
На следующем уроке я буду чувствовать себя так!
Домашнее задание
-
Пользуясь учебником и опорным конспектом, подготовиться дать характеристику классу углеводов и глюкозе.
-
Творческое задание. Составьте схему (таблицу, диаграмму, комикс) применения глюкозы в повседневной жизни человека и в промышленности.
Литература
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцова А.А. Органическая химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2002.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: Блик-плюс, 2001.
-
Грузинов Е.В. Сахар, который мы едим. – Химия: еженедельное приложение к газете “Первое сентября” – №20 – 1996.
-
Книга для чтения по химии, ч. II – Составители К.Я. Парменов, Л.М. Сморгонский и Л.А. Цветков – 2-е изд. перераб.- Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР – Москва, 1956.
-
Общая биология: Учебник для 10-11 кл. с углубленным изучением биологии в шк./ Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; Под редакцией В.К. Шумного и др. – 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2001. – 462 с.: ил. – стр.30-35.
-
Потапов В.М. Органическая химия: Пособие для учителя. – 3-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 1983.
Самоанализ урока по теме: «Углеводы. Глюкоза».
Общие сведения
Класс 11 А.
Дата проведения урока 02.12.10.
Цели и задачи:
Дидактические:
-
опираясь на знания обучающихся по кислородсодержащим соединениям, дать представление о глюкозе, как наиболее ярком представителе класса углеводов;
-
акцентировать внимание обучающихся на причинно — следственной связи: состав → строение → свойства → применение → получение
Развивающие:
Продолжить формировать ОУУН:
-
давать качественную и количественную характеристику изучаемого объекта;
-
устанавливать причинно – следственные связи;
-
организовывать самостоятельную учебную деятельность.
Краткая характеристика данного класса
Смыслотворческая деятельность занимает ведущее положение в познании как смысла жизни так и учебного процесса, потребность в самосовершенствовании, самоутверждении и самовыражении, у обучающихся на достаточном уровне. Большинство обучающихся достаточно мотивированы на учебную деятельность, учатся с желанием. Развиты навыки самоорганизации на уроке. Но так как обучение в школе происходило несколько лет назад, необходимого объема знаний для восприятия предмета недостаточно.
Содержание урока
Урок и задания к нему были подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, с целью создания комфортных условий на уроке для каждого обучающегося. Основой данного урока является прослушивание лекции и работа учащихся по составлению блочного конспекта.. Схема блочного конспекта включала пошагово организацию работы каждого ученика в течение всего урока. Задания сформулированы так, что бы возможно было установить причинно-следственные связи., установить соответствие .
Работа на уроке бала направлена на формирование главного умения – уметь учиться.
С целью проверки качества усвоения лекции, была проведена тестовая работа с последующей самопрверкой и подведены итоги..
Реализация принципов обучения
На уроке реализовался принцип доступности обучения и индивидуализации, через дифференциацию. Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН отраженный в структуре инструкционных карт.
Методы обучения
На уроке использовались словесно – наглядные методы, практические методы учения.
Методы, используемые при проведении урока, выбраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, позволяющие прогнозировать результаты обучения и развитияо бучающихся, и соответствуют задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний и умений учащихся, материальному обеспечению урока,
индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся, бюджету времени
Общие результаты урока
План урока выполнен, цели урока реализованы.