Изучение

Изучение басен И.А.Крылова.

Целесообразно первый урок посвятить изучению статьи учебника о баснописце (в форме пересказа). Далее необходимо раскрыть значение басни как одного из эпических жанров литературы, познакомить с историей басни, рождение которой относится к 6 в. до н.э. Басню связывают с именем Эзопа, которого легенды рисуют юродивым народным мудрецом в обличии хромого раба, безвинно сброшенного со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывающиеся многими баснописцами — от Федры и Бабрия до Ж.Лафонтена и И.А. Крылова.

На этом уроке нужно познакомить учащихся с терминами: басня, мораль, аллегория, закрепить теоретические знания о сюжете, идее художественного произведения, авторской позиции, композиции, которые в дальнейшей работе помогут понять, что баснописец Крылов видел возможность улучшения жизни народа в нравственном воспитании общества.

2,3 уроки посвящены выразительному чтению и анализу басен. Выразительное чтение будет способствовать четкому представлению школьников о ее композиционных частях. У учащихся сложится эмоциональная оценка произведения. Для анализа басни ученикам можно предложить схему-алгоритм. Лучше использовать коллективную форму работы, обсуждая, находя ответы. Ученики работают устно, но основные выводы записывают по предложенным пунктам.

ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА БАСНИ «ВОЛК И ЯГНЕНОК».

Басня написана Крыловым в 1809 г. в Петербурге. Первые из своих знаменитых басен Крылов читал в доме президента Академии художеств, директора Ассигнационного банка Оленина. В 1809 г. вышла книга «Басни Ивана Крылова». Басня «Волк и Ягненок» вошла в этот сборник.

  1. Сюжет басни.

Завязка:

«Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться».

Кульминация заключается в диалоге Волка и Ягненка:

«…Но я с тобой за их разведаюсь грехи».

Развязка:

«Сказал и в темный лес ягненка поволок».

Для характеристики персонажей можно обратиться к вопросам. Учитель предлагает ученикам составить таблицу, ответив на вопросы и выполнив задания:

  1. Подберите синонимы, характеризующие Волка и Ягненка.

  2. Какова истинная цель героев?

  3. Что раздражает и злит Волка?

  4. Кто побеждает в споре?

  5. Почему Волк позволяет себе бесцеремонное поведение?

ВОЛК ЯГНЕНОК

  1. Сильный, злобный, жестокий, 1. Маленький, беззащитный,

непорядочный, бессовестный, наивный, честный, открытый,

лживый, изворотливый. испуганный, смышленый и т.д

  1. Хочет съесть ягненка, потому 2. Доказывает правоту, Надеется

что голоден. на понимание.

  1. Правдивость ягненка, его на-

ивные и искренние оправдания,

честность.

4. Сбрасывает маску «законности», 4. Побеждает только в словесно

открывая истинную цель. споре.

5. На его стороне власть и грубая сила,

он уверен в безнаказанности.

4.Персонажи Волк и Ягненок не случайно автором написаны с большой буквы. Крылов использует аллегорию-иносказание, подразумевая под этими героями людей.

Волк- это образ человека, «сильного мира сего», имеющего все права и привилегии в обществе. Ягненок- это представитель народа, бесправный крепостной крестьянин, который всегда виноват. Закон на стороне богатых.

5.Мораль басни:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Это поучительный вывод, который помещен в начале басни.

6.Авторская позиция выражена в морали, которая является основной мыслью (идеей произведения). Крылов с негодованием говорит о том, что в России народ бесправен, беззащитен, забит, унижен, но сочувствие и симпатии автора на его стороне. Власть и закон не защищают обездоленных людей, давая все права и привилегии богатым и могущественным.

6.Речь автора проста и понятна, приближена к разговорной. Крылов использует просторечия: наглец, рыло, питье, голову сорву и т.д. Интонация постоянно меняется: мораль произносим с горечью и осуждением, фразы Волка вначале лицемерно, слащаво, притворно, обиженно, а затем грубо, искренне злобно:

«Молчи! Устал я слушать».

В речи Ягненка звучит испуг, наивность, робость и надежда на справедливость.

Работу над басней лучше завершить вопросом: чем басни отличаются от сказок о животных.

Басни «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом» ученики анализируют самостоятельно в группах, руководствуясь схемой-алгоритмом. Одну из басен учащиеся заучивают наизусть, готовят иллюстрации к понравившимся басням, составляют кроссворды.

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба