Изучение басен И.А.Крылова.
Целесообразно первый урок посвятить изучению статьи учебника о баснописце (в форме пересказа). Далее необходимо раскрыть значение басни как одного из эпических жанров литературы, познакомить с историей басни, рождение которой относится к 6 в. до н.э. Басню связывают с именем Эзопа, которого легенды рисуют юродивым народным мудрецом в обличии хромого раба, безвинно сброшенного со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывающиеся многими баснописцами — от Федры и Бабрия до Ж.Лафонтена и И.А. Крылова.
На этом уроке нужно познакомить учащихся с терминами: басня, мораль, аллегория, закрепить теоретические знания о сюжете, идее художественного произведения, авторской позиции, композиции, которые в дальнейшей работе помогут понять, что баснописец Крылов видел возможность улучшения жизни народа в нравственном воспитании общества.
2,3 уроки посвящены выразительному чтению и анализу басен. Выразительное чтение будет способствовать четкому представлению школьников о ее композиционных частях. У учащихся сложится эмоциональная оценка произведения. Для анализа басни ученикам можно предложить схему-алгоритм. Лучше использовать коллективную форму работы, обсуждая, находя ответы. Ученики работают устно, но основные выводы записывают по предложенным пунктам.
ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА БАСНИ «ВОЛК И ЯГНЕНОК».
Басня написана Крыловым в 1809 г. в Петербурге. Первые из своих знаменитых басен Крылов читал в доме президента Академии художеств, директора Ассигнационного банка Оленина. В 1809 г. вышла книга «Басни Ивана Крылова». Басня «Волк и Ягненок» вошла в этот сборник.
-
Сюжет басни.
Завязка:
«Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться».
Кульминация заключается в диалоге Волка и Ягненка:
«…Но я с тобой за их разведаюсь грехи».
Развязка:
«Сказал и в темный лес ягненка поволок».
Для характеристики персонажей можно обратиться к вопросам. Учитель предлагает ученикам составить таблицу, ответив на вопросы и выполнив задания:
-
Подберите синонимы, характеризующие Волка и Ягненка.
-
Какова истинная цель героев?
-
Что раздражает и злит Волка?
-
Кто побеждает в споре?
-
Почему Волк позволяет себе бесцеремонное поведение?
ВОЛК ЯГНЕНОК
-
Сильный, злобный, жестокий, 1. Маленький, беззащитный,
непорядочный, бессовестный, наивный, честный, открытый,
лживый, изворотливый. испуганный, смышленый и т.д
-
Хочет съесть ягненка, потому 2. Доказывает правоту, Надеется
что голоден. на понимание.
-
Правдивость ягненка, его на-
ивные и искренние оправдания,
честность.
4. Сбрасывает маску «законности», 4. Побеждает только в словесно
открывая истинную цель. споре.
5. На его стороне власть и грубая сила,
он уверен в безнаказанности.
4.Персонажи Волк и Ягненок не случайно автором написаны с большой буквы. Крылов использует аллегорию-иносказание, подразумевая под этими героями людей.
Волк- это образ человека, «сильного мира сего», имеющего все права и привилегии в обществе. Ягненок- это представитель народа, бесправный крепостной крестьянин, который всегда виноват. Закон на стороне богатых.
5.Мораль басни:
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Это поучительный вывод, который помещен в начале басни.
6.Авторская позиция выражена в морали, которая является основной мыслью (идеей произведения). Крылов с негодованием говорит о том, что в России народ бесправен, беззащитен, забит, унижен, но сочувствие и симпатии автора на его стороне. Власть и закон не защищают обездоленных людей, давая все права и привилегии богатым и могущественным.
6.Речь автора проста и понятна, приближена к разговорной. Крылов использует просторечия: наглец, рыло, питье, голову сорву и т.д. Интонация постоянно меняется: мораль произносим с горечью и осуждением, фразы Волка вначале лицемерно, слащаво, притворно, обиженно, а затем грубо, искренне злобно:
«Молчи! Устал я слушать».
В речи Ягненка звучит испуг, наивность, робость и надежда на справедливость.
Работу над басней лучше завершить вопросом: чем басни отличаются от сказок о животных.
Басни «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом» ученики анализируют самостоятельно в группах, руководствуясь схемой-алгоритмом. Одну из басен учащиеся заучивают наизусть, готовят иллюстрации к понравившимся басням, составляют кроссворды.