Конспект по теме «Квадрат»

Открытый урок во 2 классе по теме «Квадрат»

Конспект урока

Бобровой С.В., Макаровой С.М., МБОУ Гимназия№5

Для урока понадобятся сантиметровые ленты или рулетки, возможно — инструменты треугольники.

1) Орг. момент. Можно поделить на группы (или пары) по геометрическим фигурам. Либо четверки — по одинаковым фигурам, либо пары — по половинкам одной и той же фигуры (взять разные фигуры, по-разному разрезать).

2) Подведение к теме. На слайде — фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция (без прямых углов).

— Какая фигура лишняя? Почему? Как можно назвать остальные фигуры? (Лишний круг — нет углов. Остальные многоугольники).

Убираем круг.

— Какая теперь фигура лишняя? Почему? Как можно назвать остальные фигуры? (Лишний треугольник — 3 угла. Остальные четырехугольники).

— У нас остались только четырехугольники. Попробуем среди них тоже найти лишнюю фигуру. Почему она лишняя?

(Трапеция — нет прямых углов.).

— Молодцы! Как можно назвать одним словом оставшиеся фигуры? А есть ли у них собственные имена?

3) — Мы уже изучали прямоугольник и что-то знаем о квадрате. Как вы думаете, мы уже все знаем о квадрате и прямоугольнике? Сегодня мы проверим свои знания и, может быть, узнаем что-то новое!

Таблица «До-после» (этап «до») — заполняем самостоятельно. Таблица у детей на распечатках к уроку, дублируем на экране.

До

Утверждение

После

У прямоугольника есть равные стороны.

У прямоугольника все углы прямые.

Любой прямоугольник — это квадрат.

У квадрата все стороны равны.

У квадрата только два угла прямые.

Любой квадрат — это прямоугольник.

4) — Мы заполнили таблицу с левой стороны. Чуть позже мы вернемся к ней и заполним с правой стороны. А сейчас давайте вспомним и посмотрим, где в жизни мы встречаемся с квадратом.

Презентация из фотографий детей, обобщение по экскурсии.

— Какой вывод мы можем сделать? Часто ли в жизни используется квадрат? Как вы отличали его от прямоугольника и других четырехугольников, когда делали фотографии?

5) — Паровозик едет на строительство детской площадки, где понадобятся квадраты. Он очень хочет помочь в работе, но не знает, что такое квадрат, не умеет отличать его от других фигур. Давайте поможем ему разобраться! (Паровозик возьмем из мультфильма- картинки или даже небольшой фрагмент).

— Что такое прямоугольник? (Ответ детей).

— А что такое квадрат? Как это объяснить?

Сбор определения из частей (на четверку/пару один комплект карточек с частями определения).

квадрат

это

прямоугольник

у которого

все стороны

равны

Проверка.

Итог

-Что такое квадрат? Чем он отличается от прямоугольника? А чем похож?

6) Практическая работа (выполнение заданий по теме, по группам (парам или четверкам).

  1. Застелить спортплощадку покрытием из квадратов (задание выбрать подходящие элементы покрытия из разных фигур). На распечатках — схема покрытия площадки, отдельно элементы — различные четырехугольники, среди них найти и отметить квадраты. Акцент — на прямые углы (как проверить?)

  2. Квадратные клумбы с посадками (можно использовать веревку как ограждение — взять реальные веревки, определить, с какой стороной квадрата должна быть клумба, которую нужно оградить). Возможный вариант — «составная» клумба из маленьких квадратов, в которые нужно посадить разные цветы (см. рисунок ниже). Определить, какой квадрат достался команде. Сначала показываем вид клумбы сверху, какая она должна получиться, потом раздаем веревки, дети в четверках строят квадраты (обсудить — как получить равные стороны?), определяют сторону «своего» квадрата. Сравниваем результаты групп, определяем место квадрата на схеме клумбы. Можно вписать названия цветов или сделать картинки с соответствующими цветами (например, центральный квадрат — розы, маленькие — хризантемы, боковые средние — незабудки и.т.п.)

  1. Квадратные сиденья качелей (задание с «дощечками» — собрать квадратное сиденье из предоставленных «дощечек» с указанными размерами, какие-то дощечки сделать лишними). На группу: квадрат нужного размера — «основа» сиденья, «дощечки» (среди которых есть лишние — короче или длиннее). См. рисунок ниже.

основа сиденья (рамка)

Примеры «дощечек» (ровно здесь не получилось, но идея ясна)

  1. Круги Эйлера — на ватмане (А3). Выдать вырезанные из цветной бумаги фигурки, приклеить в соответствии со схемой.

7) — Мы хорошо поработали, помогли обустроить площадку. Теперь давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока. (Обсуждение, заполнение колонки «после», выводы).

8) Рефлексия. Можно в виде гирлянды с флажками — квадратные красные (все было легко, закрепил свои знания), прямоугольные зеленые (узнал новое, научился чему-то новому), треугольные синие (были трудности, пришлось их преодолевать). Флажки из бумаги, клеим на веревочку, гирлянду вешаем как итог урока.

Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. А вы знаете слова с данной частью?

Не случайно четырёх музыкантов вступающих на сцене называют квартет.

Квадрига — греческая колесница, запряженная четверкой лошадей.

Квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах.

Квартал – часть города, образованная пересечением четырех улиц; четвертая часть года

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба