Открытый урок во 2 классе по теме «Квадрат»
Конспект урока
Бобровой С.В., Макаровой С.М., МБОУ Гимназия№5
Для урока понадобятся сантиметровые ленты или рулетки, возможно — инструменты треугольники.
1) Орг. момент. Можно поделить на группы (или пары) по геометрическим фигурам. Либо четверки — по одинаковым фигурам, либо пары — по половинкам одной и той же фигуры (взять разные фигуры, по-разному разрезать).
2) Подведение к теме. На слайде — фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция (без прямых углов).
— Какая фигура лишняя? Почему? Как можно назвать остальные фигуры? (Лишний круг — нет углов. Остальные многоугольники).
Убираем круг.
— Какая теперь фигура лишняя? Почему? Как можно назвать остальные фигуры? (Лишний треугольник — 3 угла. Остальные четырехугольники).
— У нас остались только четырехугольники. Попробуем среди них тоже найти лишнюю фигуру. Почему она лишняя?
(Трапеция — нет прямых углов.).
— Молодцы! Как можно назвать одним словом оставшиеся фигуры? А есть ли у них собственные имена?
3) — Мы уже изучали прямоугольник и что-то знаем о квадрате. Как вы думаете, мы уже все знаем о квадрате и прямоугольнике? Сегодня мы проверим свои знания и, может быть, узнаем что-то новое!
Таблица «До-после» (этап «до») — заполняем самостоятельно. Таблица у детей на распечатках к уроку, дублируем на экране.
До |
Утверждение |
После |
|
У прямоугольника есть равные стороны. |
|
|
У прямоугольника все углы прямые. |
|
|
Любой прямоугольник — это квадрат. |
|
|
У квадрата все стороны равны. |
|
|
У квадрата только два угла прямые. |
|
|
Любой квадрат — это прямоугольник. |
|
4) — Мы заполнили таблицу с левой стороны. Чуть позже мы вернемся к ней и заполним с правой стороны. А сейчас давайте вспомним и посмотрим, где в жизни мы встречаемся с квадратом.
Презентация из фотографий детей, обобщение по экскурсии.
— Какой вывод мы можем сделать? Часто ли в жизни используется квадрат? Как вы отличали его от прямоугольника и других четырехугольников, когда делали фотографии?
5) — Паровозик едет на строительство детской площадки, где понадобятся квадраты. Он очень хочет помочь в работе, но не знает, что такое квадрат, не умеет отличать его от других фигур. Давайте поможем ему разобраться! (Паровозик возьмем из мультфильма- картинки или даже небольшой фрагмент).
— Что такое прямоугольник? (Ответ детей).
— А что такое квадрат? Как это объяснить?
Сбор определения из частей (на четверку/пару один комплект карточек с частями определения).
квадрат |
это |
прямоугольник |
у которого |
все стороны |
равны |
Проверка.
Итог
-Что такое квадрат? Чем он отличается от прямоугольника? А чем похож?
6) Практическая работа (выполнение заданий по теме, по группам (парам или четверкам).
Застелить спортплощадку покрытием из квадратов (задание выбрать подходящие элементы покрытия из разных фигур). На распечатках — схема покрытия площадки, отдельно элементы — различные четырехугольники, среди них найти и отметить квадраты. Акцент — на прямые углы (как проверить?)
Квадратные клумбы с посадками (можно использовать веревку как ограждение — взять реальные веревки, определить, с какой стороной квадрата должна быть клумба, которую нужно оградить). Возможный вариант — «составная» клумба из маленьких квадратов, в которые нужно посадить разные цветы (см. рисунок ниже). Определить, какой квадрат достался команде. Сначала показываем вид клумбы сверху, какая она должна получиться, потом раздаем веревки, дети в четверках строят квадраты (обсудить — как получить равные стороны?), определяют сторону «своего» квадрата. Сравниваем результаты групп, определяем место квадрата на схеме клумбы. Можно вписать названия цветов или сделать картинки с соответствующими цветами (например, центральный квадрат — розы, маленькие — хризантемы, боковые средние — незабудки и.т.п.)
Квадратные сиденья качелей (задание с «дощечками» — собрать квадратное сиденье из предоставленных «дощечек» с указанными размерами, какие-то дощечки сделать лишними). На группу: квадрат нужного размера — «основа» сиденья, «дощечки» (среди которых есть лишние — короче или длиннее). См. рисунок ниже.
основа сиденья (рамка)
Примеры «дощечек» (ровно здесь не получилось, но идея ясна)
Круги Эйлера — на ватмане (А3). Выдать вырезанные из цветной бумаги фигурки, приклеить в соответствии со схемой.
7) — Мы хорошо поработали, помогли обустроить площадку. Теперь давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока. (Обсуждение, заполнение колонки «после», выводы).
Рефлексия. Можно в виде гирлянды с флажками — квадратные красные (все было легко, закрепил свои знания), прямоугольные зеленые (узнал новое, научился чему-то новому), треугольные синие (были трудности, пришлось их преодолевать). Флажки из бумаги, клеим на веревочку, гирлянду вешаем как итог урока.
Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. А вы знаете слова с данной частью?
Не случайно четырёх музыкантов вступающих на сцене называют квартет.
Квадрига — греческая колесница, запряженная четверкой лошадей.
Квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах.
Квартал – часть города, образованная пересечением четырех улиц; четвертая часть года