Пояснительная записка
Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика – могучий инструмент для получения новых знаний.
«Математика в экономике и в банковском деле» предназначен для учащихся девятых классов, интересующихся математикой и экономикой, решивших свою будущую профессию связать с экономикой и банковским делом. Учителю курсы дают возможность дополнить экономическим содержанием программу курса математики. Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является «мостом» к его осознанному изучению. Все понятия рассматриваются с точки зрения математики на примерах, которые могут быть дополнением к ряду тем школьного курса математики. Организация учебного процесса построена так, чтобы школьники не только обновили и пополнили знания, но и смогли выработать умения и навыки, необходимые для организации элементарной предпринимательской деятельности, научились реализовывать свои лучшие качества, чтобы быть в будущем востребованными. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни.
Понятие «проценты» вошло в нашу жизнь не только с уроками в средней школе и с проведением сложных научно-исследовательских работ, не только с выпечкой кулинарных изделий и приготовлением лакомств, солений и варений, оно буквально атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, инфляций, девальваций. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня требует процентной скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело. Курс «Математика в экономике и в банковском деле» рассчитан на то, чтобы вооружить желающих дополнительными знаниями по процентным исчислениям для использования их не только в повседневной жизни- при расчёте выгодности банковской сделки, как её клиента, но и в учебно-познавательном процессе. Если речь идет о небольших коммерческих операциях, о банковской деятельности ситуация резко усложняется. Действительно, любая коммерческая операция предполагает совокупность согласованных всеми участниками условия: сумма кредита(займа) и его срок, цену товара, способ погашения долга, способ начисления процентов, распределение прибыли, штрафные санкции и т.д. Поскольку факторов много и их взаимодействие не всегда просто, необходим качественный анализ. Необходимость учитывать разного рода риски создаёт дополнительные сложности. Поэтому кроме арифметики в коммерческих и финансовых расчетах используются алгебраические методы, методы математического анализа, теория вероятности, математической статистики.
Исторически количественный финансовый анализ сформировался на стыке финансовой науки и математики. Предметом изучения финансовой математики являются деньги, ценные бумаги, различные операции с ними на финансовом рынке, а методы расчета заимствованы из различных разделов современной математики. Эти методы могут быть элементарными, доступными школьнику, более сложными, изучаемыми в ВУЗе, и весьма сложными, требующими привлечения профессиональных математиков. Существуют проблемы, для которых ещё не найдены методы решения.
Цели курса:
— интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни;
— изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся.
Задачи курса:
-
сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;
-
сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;
-
познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;
-
научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;
-
школьники должны овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования;
-
привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;
-
познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики и банковского дела, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.
Организация учебного процесса.
Программа курса «Математика в экономике и в банковском деле» рассчитана на 34 часа. Курс имеет практическую направленность, формы занятий разнообразны. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется на большом числе доступных учащимися упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполнен заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций, связанных с экономикой и банковским делом. Чтобы усвоение материала было более эффективным, происходит опора на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления учащихся данного возраста. Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения по поводу конкретного экономического процесса или явления, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, вести переговоры, публично выступать. Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех, не разочаровались в выборе будущей профессии. Критериями эффективности изучения программы считать выработку адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций и выработка практических навыков принятия экономических решений, аналитически проверенных средствами математики.
Требования к уровню усвоения учебного материала.
В результате изучения программы курса «Математика в экономике и в банковском деле» учащиеся получают возможность
Знать и понимать:
-
экономическую теорию, ее проблемы и закономерности;
-
природу и сущность рассматриваемых экономических процессов;
-
основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т.д.
-
основные понятия и термины, связанные с экономикой и банковским делом: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция, индексация и т.д.
-
экономические тенденции, происходящие в нашей стране и во всем мире.
Уметь:
-
объяснять, на основе какого математического аппарата основано содержание конкретной экономической задачи или ситуации;
-
правильно применять основные категории, понятия, наиболее употребляемые формулы;
-
извлекать информацию из таблиц и графиков, анализировать полученные данные;
-
решать основные задачи на вычисление прибыли, себестоимости, рентабельности, величины налога, простых и сложных процентов и др.
Календарно-тематическое планирование
«Математика в экономике и в банковском деле»
№ |
Темы |
Количество часов |
1 |
Введение понятия процента. |
1 |
2 |
Текстовые задачи на проценты. |
1 |
3 |
Нахождение процента от данного числа. |
1 |
4 |
Нахождение числа по его процентам |
1 |
5 |
Решение задач на нахождения числа по его процентам. |
1 |
6 |
Решение задач с помощью уравнений . |
1 |
7 |
Решение задач с помощью уравнений. |
1 |
8 |
Решение задач с помощью уравнений и неравенств. |
1 |
9 |
Решение задач с помощью уравнений и неравенств. |
1 |
10 |
Основные понятия кредитной операции. |
1 |
12 |
Основные понятия кредитной операции. |
1 |
13 |
Начисление простых процентов. |
1 |
14 |
Начисление простых процентов. |
1 |
15 |
Переменные ставки простых процентов. |
1 |
16 |
Переменные ставки простых процентов. |
1 |
17 |
Проценты на проценты. |
1 |
18 |
Проценты на проценты. |
1 |
19 |
Формула и коэффициент по сложным процентам. |
1 |
20 |
Формула и коэффициент по сложным процентам. |
1 |
21 |
Тарифы. |
1 |
22 |
Тарифы. |
1 |
23 |
Распродажа. |
1 |
24 |
Распродажа. |
1 |
25 |
Штрафы. |
1 |
26 |
Штрафы. |
1 |
27 |
Банковские операции. |
1 |
28 |
Банковские операции. |
1 |
29 |
Системы уравнений. |
1 |
30 |
Системы уравнений и рыночные отношения. |
1 |
31 |
Системы уравнений и рыночные отношения. |
1 |
32 |
Деловая игра «Проценты в современной жизни.» |
1 |
33 |
Деловая игра «Проценты в современной жизни.» |
1 |
34 |
Обобщающее занятие. |
1 |
|
Итого: |
34 |
Литература.
-
Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики // Математика в школе, 1997. № 5.
-
Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогресс сии в экономике // Математика в школе, 1998. № 3.
-
Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе, 1998. № 4.
-
Польгуй А. Математика в экономике и банковском деле // Математика в школе, 2010. № 4.