Применение элементов технологии УДЕ при изучении рациональных чисел в 6 классе.
Новое направление в теории и практике математического образования, предлагаемое академиком П. М.Эрдниевым, комплексно использует открытия всех наук о мышлении для решения насущных задач обучения и воспитания.
Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Это понятие вобрало воедино следующие конкретные методы обучения:
-
Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий и операций, функций, теорем ( в частности, взаимообратных);
-
Обеспечение единства процессов решения и составления задач( уравнений, неравенств и т.д.);
-
Рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных знаний ( в частности деформированных упражнений);
-
Обращение структуры упражнения, что создает условия для метода противопоставления исходного и преобразованного заданий;
-
Выявление сложной природы математического знания;
-
Реализация принципа дополнительности в системе упражнений ( понимание достигается в результате межкодовых переходов между образным и логическим компонентами мышления).
При укрупнении дидактических единиц рационально используются «скрытые» (подсознательные) резервы мышления, существенно повышается результативность обучения в целом.
Эффективность и доступность методики УДЕ доказана практически и объяснима научно:
— она основана на систематическом противопоставлении парных суждений ( И.П. Павлов) и структурировании в мышлении циклических связей ( П.К. Анохин);
— в структуре УДЕ обеспечивается теснейшая связь левополушарного и правополушарного мышления, являющегося крупнейшим открытием нейрофизиологии.
Усвоение материала осуществляется в процессе выполнения упражнений, а потом и развитие методики идет по пути внедрения новых форм и видов математических упражнений, вызывающих у школьников большую мыслительную активность. Опыт обучения на основе УДЕ показал, что основной формой упражнения должно стать составное задание, образующиеся из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей. Например:
а). решение обычной задачи;
б). составление обычной задачи и ее решение;
в). составление задачи по некоторым элементам общим с исходной задачей (аналогичной);
д). решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам исходной задачи.
Главное в работе над укрупненными упражнениями в том, чтобы все составные части по возможности были выполнены в указанной последовательности на одном занятии( при нехватке времени выполнялись хотя бы устно и обсуждались кратко, в крайнем случае завершались бы в домашней работе).
Использование элементов УДЕ на уроках математики экономит 20% учебного времени, что позволяет:
— уделить больше внимания решению задач;
— ознакомить учащихся с основными базовыми понятиями геометрии, с типами и особенностями оформления геометрических задач;
— подготовить базу для изучения полного школьного курса геометрии 7-11 кл.;
— изложение материала крупными блоками способствует усвоению главных понятий, увеличению объема знаний при значительном сокращении нагрузки на ученика.
Изучение отрицательных чисел остается одним из самых сложных вопросов программы 6-7 классов. Тому есть несколько причин. Во- первых, традиционно отрицательные числа изучаются после обыкновенных и десятичных дробей ( учебник Н. Я. Виленкина). При таком порядке изучения, усвоения правил нахождения знака результата, осложняется наличием различных алгоритмов выполнения действий с модулями. Во-вторых, в отличие от натуральных чисел и дробей, изучение отрицательных чисел не опирается на предшествующий опыт предметной деятельности, подводящий учащихся к пониманию правил действия с этими числами.
Использование элементов технологии УДЕ позволяет лучше усваивать учащимися действия с отрицательными числами. На разных этапах изучения этой темы можно использовать всевозможные задания, так называемые многокомпанентные и дифференцированные.
-
Рациональные числа ( введение понятия рационального числа, положительного и отрицательного числа).
Числа, которым соответствуют точки, лежащие на координатной прямой начала координат, называют.
Сказанное о рациональных числах как о значениях величин, которые могут изменяться в двух противоположных смыслах, удобно представить в виде таблицы:
Отрицательным числом выражается |
Числом нуль выражается |
Положительным числом выражается |
Координата точки, лежащей на оси координат левее точки О( начала координат) |
Координата точки О- начала координат. |
Координата точки, лежащей на оси координат правее точки О( начала координат |
Расход ( денег, воды, топлива и т. д.) |
|
Приход ( денег, воды, топлива и т. д.) |
Убыток ( в руб) |
|
Прибыль ( в руб). |
Температура ниже нуля градусов( точки замерзания воды или точки таяния льда) |
Температура таяния льда ( замерзания воды) |
Температура выше нуля градусов( точки замерзания воды или точки таяния льда
|
Глубина ниже уровня океана ( в м. или км). |
Уровень океана |
Высота выше уровня океана ( в м.или км). |
Время до нашей эры ( в годах, веках) |
Начало христианского летосчисления ( начало нашей эры). |
Время нашей эры ( в годах, веках) |
Предлагаются следующие задачи:
а). Изобразить на координатной прямой результат следующих перемещений: сначала из т. О тело переместилось на 5 ед. вправо, а потом еще на 2 ед. влево. Тело оказалось в т. С. Назвать координату т.С.
б).Решить предыдущую задачу, поменять всюду слово « вправо» на слово «влево». Назвать координату точки Д, в которой оказалось тело при перемещении влево.
в). Записать в таблицу пропущенные высказывания:
С помощью рациональных чисел ( со знаком «+» или «-« |
Без использования знака числа |
|
|
II. Сравнение рациональных чисел.
Из двух рациональных чисел то, которое расположено на координатной оси .
Предлагаются задания:
1)по рисунку установить взаимное положение точек и сравнить их координаты. (Записать словами и с помощью знаков).
Образец.
Точка А левее точки С; -4
а) В левее , значит
б) К правее ,
в) т. О правее т. В,
г) С левее К,
д) правее , .
2) а) Написать вместо клеток числа в следующих сравнениях, нарисовать соответствующие точки на оси координат.
0;
б) Проверить ряд неравенств : -300
в) Расположить в порядке возрастания следующие рациональные числа: -0,03; 10; -10; 4; 1,0001; -3; 0; -40000.
г) Расположите в порядке убывания следующие числа: -1,001; 2,3; 4000; -3000; -2,3; 6,2; -0,0002; 0,0001.
3) а) Подобрать два отрицательных числа, такие, чтобы выполнялись два соотношения:
| |
б) Подобрать два положительных числа, таких, чтобы выполнялись два соотношения:
| | | |.
III. Сложение и вычитание рациональных чисел.
Чтобы найти сумму двух рациональных чисел одинакового знака, надо сложить их модули и перед суммой модулей записать общий знак данных чисел.
(+5) + (+2) = +7
(-5) + (-2) = -7
(±5)+(±2) = ±7.
-
Выполнить действия над рациональными числами:
а) 6 + 3 = б) 4 + = 7
-6 + (-3) = -4 + = -7
Чтобы найти сумму двух рациональных чисел разных знаков, надо их большего модуля вычесть меньший и перед разностью модулей написать знак того числа, модуль которого больше.
-
Выполнить сложение:
а) 7 + 3 = б) 4 + (-6) = в) 8 + (-5) =
7 + (-3) = 4 + 6 = — 8 + 5 =
— 7 + 3 = -4 + (-6) = 2 + (-6) =
— 7 + (-3) = — 4 + 6 = — 2 + 6 =
3) Записать пропущенные числа в равенствах:
+ 5 = 9 + 5 = 6
+ (-5) = -9 + 7 = 6
+ 3 = — 8 + (-3) = 0
+ (-3) = -8 (-6,5) + = 0.
Чтобы вычесть рациональное число, достаточно прибавить противоположное число
а –b = a + (-b)
3)Выполнить вычитание и проверить ответ сложением:
а) 5 – (-3) = б) – 3 – (-10) =
5 – 4 = — 3 – (-12) =
— 7 – (-2) = 2 – (-1) =
— 8 – 6 = 2 – (-9) =
Выполнить сложение и проверить ответ вычитанием:
а) — 6 + (-3) = б) –10 + 20 =
— 6 + 4 = — 9 + 19 =
— 4 + 10 = 7 + (-12) =
— 4 + (-8) = — 7 + 13 =
4)Решить уравнение и проверить найденный корень:
1)х + (-6) = 10; 2) у – 7 = — 20;
-8,5 + а = 12,5; 15,8 – b = -4,2;
3) х + 9 = -13; 4) у – (-3) = -10;
-10,2 + а = 3,1; 25,7 – b = -13,6.
5) Сравнить два числа и поставить между ними вместо знак сравнения:
а) – 6 – (-6) в) 7 -7
б) – 6 – 6 г) 7 – (-7)
III. Умножение и деление рациональных чисел.
Произведение двух чисел знаков есть число .
(+ ) · (+ ) = (+ );
(- ) · (- ) = (+ );
(+ ) · (- ) = (- );
(- ) · (+ ) = (- ).
-
Вычислить:
а) – 6 · ( — 21) · 1 · (- 3);
б) 1 · ( — · (- 5) · 2 · (- 3) · 2 · (- 1).
-
Подобрать несколько сомножителей для данного произведения:
а) · = — 12; в) · · (- 6) = — 30;
б) · · (- 6) = 24; г) · (- 10) · 2 = 40.
Чтобы разделить одно число на другое, надо модуль делимого разделить на модуль делителя и перед этим частным поставить знак , если делимое и делитель имеют знаки.
-
Записать пропущенные числа:
а) 25: (-2) = -12,5; б) : (-1) = 7;
-40 : 8 = ; 12 : = -6;
40 : (-8) = ; · 2 = -24;
25 : (-8) = ; — 4 · = 20.
в) Выполнить действие и проверить обратным действием:
(-20) : (-0,5);
42: (-7); : .
г) Решить уравнение и проверить корень:
х : (-3,5) = -3; х · (-0,14) = -2,2;
-6 · х = 16; -100 : х = -0,5.
-
Решить четверку примеров, составленных из данных чисел на действия первой ступени; проверить ответы вычислением:
Образец:
2; 5; 7.
2 + 5 = 7; 7 – 5 = 2;
5 + 2 = 7; 7 – 2 = 5.
-12; -8; -20.
— 12 + (-8) = — 20;
— 20 – (-8) = ;
+ = — 20;
— = .
-
Решить четверки примеров, составленных из данных чисел на действия второй ступени:
а) 2; -5; -10.
— 2· (-5) = — 5 · 2 =
-10: (-5) = : =
б) -12; -8; 96.
-12· (-8) = ; -8 · (-12) = ;
96: (-8) = ; : = .