Мастера русского живописного портрета

Русские мастера живописного портрета (16-18 век) «Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… портрет – единственная область живописи, в которой Россия… временами шла в уровень с Европой».  Художник и искусствовед И.Э.Грабарь

Русские мастера живописного портрета (16-18 век)

«Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… портрет – единственная область живописи, в которой Россия… временами шла в уровень с Европой».

Художник и искусствовед И.Э.Грабарь

Портрет воеводы князя  М.В. Скопина –Шуйского  Парсуна (персона)-произведение портретной живописи XVI—XVIII вв., первоначально выполняемое на досках, в технике иконописи.  Портреты - это «жизнь памяти, память о тех, кто когда-то жил, свидетельство прошедших времен…» (С.Ушаков)

Портрет воеводы князя М.В. Скопина –Шуйского

Парсуна (персона)-произведение портретной живописи XVI—XVIII вв., первоначально выполняемое на досках, в технике иконописи.

Портреты — это «жизнь памяти, память о тех, кто когда-то жил, свидетельство прошедших времен…»

(С.Ушаков)

« яково бо что видит или …слышит, тако и в образах рекше в лицах начертывает. » Портреты начинали писать с натуры. Присутствие почти натуралистической передачи черт лица, взгляда, позы. С середины 17 в. ощутим разрыв с иконописными традициями . Приоритет идее возвеличивания знатного лица в парадном , торжественном портрете. Живопись начинала передавать осязаемую форму предметов , их объем , массу, цвет, фактуру. Портрет Якова Тургенева, конец 17 века, неизвестный художник

« яково бо что видит или …слышит, тако и в образах рекше в лицах начертывает. »

  • Портреты начинали писать с натуры.
  • Присутствие почти натуралистической передачи черт лица, взгляда, позы.
  • С середины 17 в. ощутим разрыв с иконописными традициями .
  • Приоритет идее возвеличивания знатного лица в парадном , торжественном портрете.
  • Живопись начинала передавать осязаемую форму предметов , их объем , массу, цвет, фактуру.

Портрет Якова Тургенева,

конец 17 века, неизвестный художник

Иван Никитич Никитин — «персонных дел мастер» Портрет напольного гетмана, 1720-е. Портрет Петра I, 1720

Иван Никитич Никитин — «персонных дел мастер»

Портрет напольного гетмана, 1720-е.

Портрет Петра I, 1720

Портреты Петра I, автор- И.Н. Никитин  1717 1725

Портреты Петра I, автор- И.Н. Никитин 1717 1725

18в. - переломный момент  развития русской живописи Портрет-ведущий жанр. Художники перенимают от европейских коллег технику живописи и основные приемы. В центре внимания- человек с переживаниями и чувствами. Главная задача- отражение душевности и внутреннего мира своих моделей(камерный портрет). Появление новых жанров: бытового,исторического, пейзажного  И. П. Аргунов А. М. Матвеев А. П. Антропов

18в. — переломный момент развития русской живописи

Портрет-ведущий жанр.

Художники перенимают от европейских коллег технику живописи и основные приемы.

В центре внимания- человек с переживаниями и чувствами.

Главная задача- отражение душевности и внутреннего мира своих моделей(камерный портрет).

Появление новых жанров: бытового,исторического, пейзажного

И. П. Аргунов

А. М. Матвеев

А. П. Антропов

Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808) Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)   -

Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)

Коронационный портрет  Екатерины II (1763) Неизвестная в розовом

Коронационный портрет

Екатерины II (1763)

Неизвестная в розовом

В. Е. Новосильцева Для добавления текста щёлкните мышью В. Н. Суровцева

В. Е. Новосильцева

Для добавления текста щёлкните мышью

В. Н. Суровцева

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Николай Заболоцкий

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий

Портрет П. А. Демидова. 1773

Портрет

П. А. Демидова. 1773

Е. Н. Хрущова и  Е. Н. Хованская. 1773

Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская. 1773

Портрет М. И. Лопухиной Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас Так, часть души ее от нас не улетела. И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, мечтать. Я. Полонский

Портрет

М. И. Лопухиной

Она давно прошла,

и нет уже тех глаз

И той улыбки нет,

что молча выражали

Страданье — тень любви,

и мысли — тень печали,

Но красоту ее

Боровиковский спас

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать.

Я. Полонский

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба