Презентация к уроку

Презентация к уроку МХК в 11 классе Тема «Искусство барокко»      Учитель МБОУ СОШ г. Пионерского  Калининградской области  Сидоренко Л.С.

Презентация к уроку МХК в 11 классе

Тема «Искусство барокко»

Учитель МБОУ СОШ г. Пионерского

Калининградской области

Сидоренко Л.С.

Барокко (итал.  barocco  — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт.  pérola barroca  — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму .

Барокко (итал.  barocco  — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт.  pérola barroca  — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму .

В XVI в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать  испанцы и французы. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций. Её мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может их возвысить. Вот так в конце XVI века на территории Италии возникает барокко.

В XVI в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать  испанцы и французы. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций. Её мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может их возвысить. Вот так в конце XVI века на территории Италии возникает барокко.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера); одновременно —автономия отдельных жанров (соната, сюита в инструментальной музыке).  Реформация XVI века  и учение Коперника изменили утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера); одновременно —автономия отдельных жанров (соната, сюита в инструментальной музыке).  Реформация XVI века  и учение Коперника изменили утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно всё то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно всё то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ.  gentle : «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ.  state of nature ) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ.  gentle : «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ.  state of nature ) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»

Рубенс

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы»

Рубенс «Снятие с креста»

Рубенс

«Снятие с креста»

Караваджо «Мальчик с фруктами»

Караваджо «Мальчик с фруктами»

Караваджо «Мальчик, чистящий фрукты»

Караваджо «Мальчик, чистящий фрукты»

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Атланты - скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона.

Атланты — скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона.

Кариатида — статуя одетой женщины, заменявшая собой колонну или пилястру.

Кариатида — статуя одетой женщины, заменявшая собой колонну или пилястру.

Использованная литература и интернет-ресурсы: 1.Г.И. Данилова «Искусство» 11 класс. М. «Просвещение», 2021 2.https://mylitta.ru/1679-barocco-hairstyle.html 3.https://vilingstore.net/stil/obuv-epohi-barokko/ 4.https://zolotoy-mayatnik.ru/epoha-barokko/barokko-sovershenstvo-parkov-versalya-andre-lenotr-chast-sedmaya 5.https://ru.wikipedia.org/wiki

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1.Г.И. Данилова «Искусство» 11 класс. М. «Просвещение», 2021

2.https://mylitta.ru/1679-barocco-hairstyle.html

3.https://vilingstore.net/stil/obuv-epohi-barokko/

4.https://zolotoy-mayatnik.ru/epoha-barokko/barokko-sovershenstvo-parkov-versalya-andre-lenotr-chast-sedmaya

5.https://ru.wikipedia.org/wiki

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба