Тема урока: К.Сен – Санс «Карнавал животных»
Тип урока: урок обобщения, закрепления и систематизации полученных знаний.
Вид урока: комбинированный
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по сюите «Карнавал животных».
Задачи урока:
-
Образовательная: ученики должны иметь представления о цикле, о выразительных средствах музыки.
-
Развивающая: ученики смогут осмысленно и осознанно слушать музыку, раскрывать её содержание, развивать фантазию и образное восприятие музыки.
-
Воспитательная: воспитать эстетический кругозор средствами искусства.
Формы работы:групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, синтезатор.
Дидактический материал: раздаточный материал (тест, карточки, загадки)
Музыкальный материал: пьесы из цикла «Карнавал животных»- «Королевский марш льва», «Антилопы», «Черепаха», «Куры и петух», «Кенгуру», «Аквариум», «Слон»; в живом исполнении на виолончели с фортепиано пьеса «Лебедь»; отрывок из оперы Оффенбаха «Орфей в аду»; исполнение сочиненных пьес учеников.
План урока:
№ |
Этапы урока |
Приемы и методы |
Время |
1 |
Организационный момент |
Проверить готовность учащихся к уроку.
Обозначить критерии оценивания учащихся. |
1 мин |
2 |
Актуализация знаний |
Загадки про животных. Работа в группах. |
3 мин |
3 |
Мотивация учащихся |
Определение темы урока. |
1 мин |
4 |
Постановка цели урока |
Ориентирование на конечный результат. |
1 мин |
5 |
Систематизация и применение знаний |
Работа на интерактивной доске. Тест на знания материала.
|
2 мин 4 мин |
6 |
Изучение новых знаний |
Работа в парах с раздаточным материалом. |
4 мин |
7 |
Физминутка |
Движение в ритме марша. |
2 мин |
8 |
Проверка знаний |
Викторина |
5 мин |
9 |
Просмотр видео с пением |
Подпевание мелодии в пьесе. |
5 мин |
10 |
Просмотр игры на инструменте |
Прослушивание и анализ. |
4 мин |
11 |
Письменное задание |
Написание эссе. |
4 мин |
12 |
Физминутка |
Упражнения с элементом театра. |
2 мин |
13 |
Творческие задания |
Прослушивание сочиненных произведений |
5 мин |
14 |
Рефлексия |
Составление рассказа |
2 мин |
15 |
Домашнее задание |
Творческий подход |
1 мин |
16 |
Итоги урока |
Критерии оценивания |
1 мин |
Учитель |
Предполагаемые ответы учеников |
Примечание |
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся.
Разъяснение ученикам об оценивании на уроке. За каждый вид работы мы будем получать музыкальные ноты. Получают те учащиеся, которые правильно выполняют задания на уроке. Я буду озвучивать критерии оценивания перед каждым заданием. |
|
Показ музыкальных нот
|
II. Актуализация знаний. Работа в группах (по рядам). Задание:Отгадать загадки. Ребята, посмотрите на этот музыкальный домик. Волшебный домик! Он приготовил для Вас загадки.
Сейчас один человек из каждой группы подходит и вытягивает по 2 загадки. Затем вы посовещавшись расскажите нам про кого же эти загадки.
|
1. (Слон)
2. (Лев)
3. (Черепаха)
4. (Кенгуру)
5. (Аквариум)
6. (Лебедь)
|
Серый толстый великан
Среди зверей кто самый главный? Всем известный тихоход,
Он с кармашечком родился.
Стеклянный домик на окне
Вот так птица — какова!
|
III. Мотивация учащихся. Определение темы урока. Послушайте мою загадку.
Как вы думаете какая тема нашего урока?
|
Животные
«Карнавал животных»
|
В этой сюите – увидите сами, Ноты живые, с хвостами, усами! Бегать умеют они и летать, Ползать и плавать, кусать и хватать! Ноты мохнатые, ноты пернатые, Стройные ноты и ноты горбатые. Добрые, злые, наземные, водные. Кто же они, догадались? |
IV. Постановка цели урока. Определение цели урока. Ориентирование на конечный результат. А какую цель урока мы поставим пред собой, учитывая что мы проходили эту сюиту на прошлом уроке.
|
Цель: обощить знания по теме «Карнавал животных» |
|
V. Систематизация и применение знаний. Работа на интерактивной доске. Задание: Соотнести произведения и композиторов.
Внимание на доску: устно соотнесите названия композиторов и произведения.
Ответьте на вопрос: Что объединяет эти произведения?
А что такое цикл?
А какой замысел у цикла «Карнавал животных»?
Тест на знания материала. Письменно, индивидуально.
Ответы проговариваются вслух учителем. Поменяйтесь тетрадями. Взаимооценивание. Поставьте плюсы и минусы. У кого все правильные ответы получают ноты.
|
«Шахерезада» Римский – Корсаков «Пер Гюнт» Э.Григ «Времена года» (12 пьес) П.И Чайковский «Времена года» (4 части) А. Вивальди
Это произведения циклы.
Цикл – это несколько пьес, объединенных общим замыслом и названием.
Пьесы, входящие в этот цикл про животных.
Ответы на тест. 1. а 2. в 3. а, б, д.
|
Слайд
1.Камиль Сен-Санс — композитор какой страны? А) Франции Б) Норвегии В) России 2.Сколько пьес в сюите «Карнавал животных»? А) 12 Б) 5 В) 14 Перечислите животных, которые встречаются в цикле «Карнавал животных». А) антилопы Б) куры и петух В) медведь Г) собака Д) черепаха Е) лиса |
VI. Изучение новых знаний. 1) Может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Может ли музыка нарисовать картины, как настоящий художник? А как называются музыкальные «краски», которые используют композиторы для создания своих произведений? Перечислите выразительные средства музыки.
Работа по парам. Задание: При прослушивании пьесы выбрать 3 наиболее значимые выразительные средства, которые характеризуют этого животного.
Узнали ли вы музыку? Кто это ? Докажите почему именно эти средства описывают очень точно этого животного.
А какой это танец? (Раз-два-три).
Да, неуклюжий вальс слона. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона.
2) Ребята, а что такое карнавал?
Я приглашаю вас на карнавал, где мы будем снимать маски с животных, отгадывая их с помощью музыкального мышления. Какая музыка по характеру должна открывать праздник, карнавал? А какой жанр используется на праздниках? А кто вспомнит какая пьеса открывает сюиту «Карнавал животных»? Почему именно этот зверь? Ваши предположения? Физминутка. Задание:изобразить марш льва, и все действия которые он исполняет. Музыка подскажет вам.
3) На прошлом уроке домашним заданием было нарисовать персонаж, понравившейся пьесы. Мы говорили об «Аквариуме». Я предлагаю вам под музыку этой дивной мелодии поместить наших рыбок в аквариум. На доске нарисован аквариум и учащиеся на магниты приклеивают своих рыбок.
Очень красивые рыбки. Художник может взять краски и кисточки и нарисовать рыбок. А как же композитор изобразил переливающиеся чешуйки рыбок, блеск воды, булькание рыбок, хрупкость аквариума (стекла). Кроме выразительных средст музыки композитор выбирает инструменты. Какие инструменты звучали в этой пьесе? А еще композитор использовал стеклянную гармонику. Или колокольчики. Поэтому и характер получился такой волшебный и сказочный.
4) Викторина. Письменно. Задание: угадать название пьесы при прослушивании музыки. Записать название пьесы в тетрадь.
Самопроверка. Ответы демонстрируются на интерактивной доске.
5) Неожиданно звучит музыка «Канкан» из оперы «Орфей в аду» Оффенбаха. Что это за знаменитый танец? Энергичный французский танец. А какую связь имеет этот танец с сюитой «Карнавал животных»?
Просмотр видео фрагмента «Черепаха», где музыканты аж заснули пока играли эту пьесу. При просмотре и прослушивании пьесы дети напевают мелодию.
5) Ребята, у меня для вас есть музыкальный сюрприз. К нам в гости пришли музыканты и исполнят в живую для нас и наших гостей одну пьесу из цикла «Карнавал животных». Ваша задача – показать как вы умеете слушать музыку, потому что после прослушивания вы будете выполнять задание.
Звучит в живом исполнении учителей нашей гимназии «Лебедь» К.Сен- Санса
Апплодисменты! Провожаем наших гостей. Задание: прослушивание данного номера поможет вставить пропущенные слова в предложения. Задание письменное. Проверка устно фронтально.
Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.
Физминутка. Попробуем изобразитьэти движения вместе с просмотром видео. Танец Майи Плисецкой «Лебедь».
|
Выразительные средства музыки
Темп, тембр, мелодия, регистр,лад, динамика,фактура.
Регистр Темп Тембр
Слон Низкий регистр – большой Медленный темп – тяжело идет. Тембр контрабаса – низкий голос большого зверя. Аккордовая фактура – шаги слона.
Вальс
Праздник с красивыми нарядами в масках.
Веселая, торжественная.
Марш
Королевский марш льва
Царь зверей,сильный, властный и тд.
Маршируют, осматриваются и рычат.
Приклеивают рыбок на магниты в аквариум.
Струнные, флейта, фортепианно. Показывают глиссандо на фортепиано.
1. Антилопы 2. Куры и петух 3. Кенгуру
Кан- Кан
В пьесе «Черепаха» композитор процитировал эту мелодию в четыре раза медленнее, чтоб изобразить как медленно черепаха ходит.
Лебедь Виолончель В балете
|
ЭССЕ Пьеса, которую я прослушал(-а) называется «___». Солирующим инструментом была ___. Певучая мелодия у инструмента изображает плавное движение изящной птицы, на поверхности воды. На эту музыку знаменитые хореографы поставили танец в ____.
|
VII. Проверка домашнего задания Так как наша школа для одаренных детей, я просила вас изобразить на своем инструменте какое – нибудь животное. Сейчас прошу продемонстрировать ваши пьесы.
А слушатели должны угадать животных. |
Играют на инструментах сочиненные пьесы
Угадывают название пьесы |
|
VIII. Рефлексия Задание: продолжить фразу
сегодня я узнал… у меня получилось … меня удивило… мне захотелось…
|
|
|
IX. Домашнее задание.
Найти стихотворение или детский рассказ про животного и подобрать выразительные средства, которые вы бы применили если бы были композиторами.
|
|
|
X. Итоги урока, оценивание. Вы получали на протяжении всего урока музыкальные нотки и сейчас посчитайте количество нот. У кого семь нот (до ре ми фа соль ля си) ставит «5» в дневник У кого 5-6 нот – «4» У кого 4 ноты – «3» |
|
|
Комментарии учителя к уроку.
Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объема и сложности материала. Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает новые.
На уроке применялись индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы. На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, в игровой форме.
Содержание урока зависело от целей и задач обучения, от возрастных особенностей учащихся.
Цель урока связана с темой урока (перспективна), диагностична, т.к заложен конечный результат и реально достижима.
Задачи являются пошаговым предписанием к достижению цели и решаются посредством выполнения заданий.
В зависимости от цели и задач урока был выбран тип урока — урок обобщения, закрепления и систематизации полученных знаний.
В самом начале урока на стадии вызова применила прием «Загадок — описаний», что позволило определить тему урока. Цель урока выдвигалась не учителем, а учениками. Ученики были настроены на конечный результат.
Одним из эффективных подходов к составлению заданий на развитие функциональной грамотности являлось использование модели таксономии Блума. В соответствии с логикой построения урока были выбраны разные формы работы. Методы также были разнообразны:
-
Объяснительно – иллюстративный;
-
Наглядно – слуховой;
-
Словесный
-
Ассоциативный
-
Метод — размышления
На разных этапах урока я попыталась использовать задания различного уровня. Также применила приемы технологии критического мышления, что способствовало активизации мышления, самовыражения учащихся, а также творческой активности на уроке. Использование видеоматериалов и иллюстративных моментов способствовало развитию духовно – нравственной стороны личности ребенка. Использование здоровьесберегающих и игровых технологий, современного оборудования (компьютер, интерактивная доска) позволяют избежать перегрузок детей во время урока. Активность и работоспособность учащихся в течение урока обеспечиваются частой сменой их деятельности, доброжелательной атмосферой, своевременным проведением физминутки, которая является элементом использования здоровьесберегающих технологий на уроках музыки. Осуществлялась межпредметная связь с театром и литературой. Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся. Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний и мотивация к дальнейшему изучению предмета.