Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин
Конспект урока по музыке
в 4 классе (по ФГОС)
«Мелодия. Ты запой мне ту песню…»
подготовила
учитель музыки
Шевцова Татьяна Петровна.
г. Кропоткин
2013
Класс: 4.
Тема: «Мелодия. Ты запой мне ту песню…».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-размышление
Цель урока: сформировать понимание сферы народного и композиторского музицирования. Выявить жанровое начало (песенность мелодий) как способ передачи состояния человека.
Задачи:
— включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативное взаимодействие; зафиксировать новое содержание во внешней речи; оценить собственную деятельность на уроке;
— раскрыть характерные черты стиля С.В.Рахманинова, познакомить с «Третьим концертом для фортепиано с оркестром»;
— развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки; формировать родственное внимание к родной культуре; тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.
Межпредметные связи: окружающий мир, изобразительное искусство, чтение.
Метапредметные связи: осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;
Планируемые результаты:
Личностные: формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; учатся делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях.
Универсальные учебные действия.
познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного произведения и из текста; учиться давать оценку результатам деятельности.
регулятивные УУД: развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать;
коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализ, рассуждение, работа с таблицами).
Предметные результаты. Научатся:
-
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение;
-
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни.
-
проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;
-
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
-
Умение понимать учебную задачу урока;
-
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;
-
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
-
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение;
-
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,
ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.
Технологии:
-
Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
-
Технология педагогики сотрудничества, обозначено
технология диалогического обучения (ТПС). применение
-
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ). технологий
-
Технология проблемного обучения (метод проектов) (ТПО). аббревиатурами
-
Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).
-
Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).
Оборудование урока:
-
ноутбук, экран, слайдовая презентация;
-
тексты песни «Журавлёнок»; нотный материал;
-
музыкальные фонограммы;
-
портреты П.И.Чайковского, М.И.Глинки, С.Рахманинова;
-
раздаточный материал «Выразительные характеристики мелодии», учебники;
-
авторский видеоролик «Русская народная пляска «Камаринская» с аннимацией».
Музыкальный материал:
-
песня Э.Колмановского и И.Шаферана «Журавлёнок»,
-
«Третий концерт для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова,
-
русская народная пляска «Камаринская»
Ход урока:
I.Организация урока.
1.Введение в атмосферу урока музыки:
-
Попевка для встречи в начале учебного года «Вот и стали мы на год взрослей»;
-
Беседа о летних музыкальных впечатлениях;
-
Беседа-напоминание о том, чему мы учимся на уроках музыки (Быть слушателями).
-
физиологическое воздействие музыкального звука. Пропевание звука «ля». ЗДСТ
II этап (основной) – погружение в тему урока.
1.Первичное усвоение новых знаний. ИКТ).
У.: Хочу начать урок вот такими словами П.И.Чайковского (На экран проецируется портрет П.И.Чайковского, пейзаж берёзовой рощи и цитата): «…я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». Слайд 1. (ТРО).
— Мне – по душе эти слова, потому что я тоже люблю всё русское: люблю русское раздолье, люблю певучие русские мелодии, широкие, просторные, как русское раздолье.
— Очень хочу, чтобы и в ваших сердцах всё сильнее разгорелся огонёк любви ко всему русскому, потому на уроках мы так часто поём песни русские и о русском. А ещё слушаем музыку русских композиторов, которые тоже восторгались, как и Чайковский, и русской природой, и русским человеком, и, конечно, русскими песнями.
Слайд 2. Таким был М.И.Глинка, о котором вот как сказал В.В. Стасов: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества,…оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».
Слайд 3. Как у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, так у Глинки – няня Авдотья Ивановна. Эта молодая весёлая женщина знала много разных сказок и песен и приобщила будущего композитора к русскому народному творчеству. Песни нянюшки Авдотьи были первыми музыкальными впечатлениями Глинки, на которых возникла его глубокая любовь к родной русской песне. Не мог наслушаться песен Авдотьи маленький Миша. Едва дослушает одну песню до конца, тут же просит спеть другую: «Ты запой мне ту…».
У.: Мне сейчас тоже захотелось спеть вам песню. Песню о маленьком журавлёнке. Вы её послушайте и решите: (ТПС).
— журавлёнок любит свою, русскую, сторонку?
— что советует ему вожак стаи?
— о чём песня?
Исполняю песню «Журавлёнок» Э.Колмановского и И.Шаферана
Текст песни
Ушло тепло с полей, И стаю журавлей Ведёт вожак в заморский край зелёный. Летит печально клин, И весел лишь один, Один какой-то журавлёнок несмышлёный. |
Он рвётся в облака, Торопит вожака. Но говорит ему вожак сурово: «Хоть та земля теплей, А Родина милей, Милей – запомни, журавлёнок, это слово. |
Запомни шум берёз И тот крутой откос, Где мать тебя увидела летящим; Запомни навсегда, Иначе никогда, Дружок, не станешь журавлём ты настоящим. |
Уч-ся понимают, что песня – о любви к Родине, цитируют слова песни.
У.: Перефразируйте слова из песни «…иначе никогда, дружок, не станешь журавлём ты настоящим». Как можно сказать этими словами о людях?
Уч-ся: Если не любишь Родину, хорошим человеком не станешь.
У.: Песня понравилась? Будем её учить? (ТПС).
— Давайте сначала подготовим голоса для пения.
3.Организация вокально- хоровой деятельности: (ТРО).
а). Настрой на вокально- хоровую работу:
«Если хочешь сидя петь, (ИОТ).
Не садись ты как медведь,
Ноги в пол упри смелей,
Спинку выпрями скорей,
Руки, плечи все свободно,
Петь приятно и удобно».
б). Упражнения из фонопедической системы В.Емельянова. (ЗДСТ).
в). Разучивание 1 куплета песни.
У.: Давайте проанализируем характер мелодии этой песни, используя слова из табличек «Выразительные характеристики мелодии», которые лежат на ваших столах. (ТРО).
Выразительные характеристики мелодии |
|
Плавная Протяжная Простая Спокойная Певучая Чистая Лёгкая Проникновенная Трепетная Задушевная Задумчивая Лукавая Загадочная |
Энергичная Стремительная Грациозная Порывистая Уверенная Смелая Решительная Волевая Неумолимая Патетическая Романтическая Взволнованная |
Уч-ся выбирают слова: плавная, певучая, проникновенная, задушевная… (ИОТ).
У.: Как вы думаете, почему композитор написал мелодию этой песни именно такого характера?
Ответы уч-ся.
У.: (подытоживаю их ответы) Конечно, когда композиторы хотят выразить свою любовь к Родине, к России, они пишут мелодии певучие, проникновенные. Во всём мире русскую музыку узнают по таким мелодиям – песенным, певучим.
У.: Пришло время отдохнуть. (ЗДСТ).
2. Динамическая пауза под видеоролик «Русская народная пляска «Камаринская» с аннимацией».
3. Первичное усвоение новых знаний.
У.: Сейчас мы вокализом споём одну мелодию и решим: можно ли сказать, что она – русская?
Поём главную тему «Третьего концерта для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова.
Ответы уч-ся. Они слышат певучую, песенную мелодию, вспоминают, что это – характерная особенность русской музыки. (ИОТ).
У.: Мы послушаем фрагмент «Третьего концерта для фортепиано с оркестром», мелодию из которого только что пропели, великого русского композитора С.Рахманинова (демонстрирую портрет). Он так же, как и П.И.Чайковский, и М.И.Глинка, очень любил всё русское, любил свою Родину-Россию.
— Послушайте и решите: Рахманинов взял для этого «Концерта» народную мелодию или сочинил свою?
Слушаем фрагмент Третьего концерта для фортепиано с оркестром .Рахманинова.
Ответы уч-ся. Мнения, обычно, бывают полярные.
У.: Вот как сказал об этом сам Рахманинов. (ИКТ).
На экран проецируется портрет С.Рахманинова и его слова: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народных… ни из церковных не заимствована. Просто так «написалось»!.. Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как её поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение…». (ИОТ).
У.: А как вы думаете, что вдохновило Рахманинова на сочинение этой музыки? (ТПС).
Ответы уч-ся: «… родные места вспоминал или любовался чем-то».
У.: Правильно. Композиторы вдохновляются на сочинение музыки воспоминанием о чём-то дорогом в своём Отечестве, любовью к родным местам, любованием каким-либо русским пейзажем, русским характером и т.д.
IV этап – итог урока.
1.Рефлексия.
У.: Наш урок подходит к концу, а я так и не назвала вам его тему. Как бы вы обозначили тему урока?
Ответы уч-ся: «… О любви к России великих русских композиторов …».
У.: Давайте посмотрим, как обозначены темы первых двух уроков в учебнике.
Стр. 8 – «Мелодия». Стр. 10 – «Ты запой мне ту песню…».
У.: Хотелось бы, чтобы вы сумели дома родителям пересказать, о чём были наши размышления на сегодняшнем уроке. Тогда и им станут понятны названия этих тем.
— А ещё я вам предлагаю поработать над проектом по очень интересной теме, «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» (ТПО).
— И нельзя обойти вниманием – хотелось, чтобы это тоже было отражено в проектах – то, в этом, 2013 году исполнилось 140 лет со дня рождения (1 апреля 1873) и 70 лет со дня смерти (28 марта 1943) выдающегося русского пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Юбилеи эти отмечались во всем мире, в том числе в Берлине, Вене, Лондоне, Нью-Йорке. Темы проектов могут быть обозначены так: «Что мы знаем о С.В.Рахманинове», «Почему весь мир отмечал юбилеи русского композитора С.В.Рахманинова».
(напоминаю, что результатом работы над проектом может быть газета, презентация, устное выступление. Предлагаю разделиться на группы и выбрать «руководителя проекта», а так же тему проекта).
У.: И в заключение урока давайте вспомним, чем выделяются русские мелодии?
Ответы уч-ся: «…песенностью, …певучестью…».
У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу? (ИОТ).
Самооценка деятельности учащимися.
Д/з: Читать дома в рабочих тетрадях рассказ «Русь».