Урок подготовила
учитель музыки
высшей категории
Титова Елена Олеговна
МАОУ «СОШ№12 с УИОП» г. Губкина
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – исследование.
Тема: В музыкальном театре. Мюзикл. (по программе Е. Д. Критской).
Цель: познакомить учащихся с жанром мюзикл, историей их создания, научиться отличать мюзикл от других музыкальных спектаклей, познакомить с разнообразием мюзиклов зарубежных и российских.
Задачи:
-
раскрыть истоки создания мюзикла, его основные черты; посредством поисковой деятельности выявить основные черты жанра мюзикл и сравнить с другими изученными жанрами музыкальных спектаклей;
-
способствовать формированию умения самостоятельного получения информации, развитие познавательных умений, интеллекта, самостоятельности,
-
воспитывать уважение к музыкальным традициям и культуре американского и русского народа
Характеристика деятельности учащихся:
Личностные УУД: : формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, различать основные черты языка современной музыки, определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру музыкального спектакля, различать на слух старинную и современную музыку, а также различать на слух звучание оперы, балета и мюзикла, исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов;
Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни.
Коммуникативные УУД: инсценировать в группе музыкальные образы отрывка из мюзикла, выполнять в группе, в паре творческие и поисковые задания,
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видео и аудио фрагменты музыкальных произведений, карточки самопроверки, листы достижений, толковые словари, музыкальная энциклопедия, учебники.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Дети заходят в класс под музыку из мюзикла «Волк и семеро козлят».
Им раздаются входные билетики. Рассаживаются по трем группам.
Исполнение музыкального приветствия.
Прозвенел звонок- Начался урок.
-Здравствуйте ученики.
-Здравствуйте, учитель.
— У нас на уроке много гостей. Поприветствуем их.
-Здравствуйте, гости.
Музыкальная разминка.
Перед исполнением песен выполним музыкальную разминку.
1 упр. Дыхательная гимнастика:
Представим себе, что мы задуваем свечу, чтобы пламя наклонилось, но не погасло.
Теперь задуваем 5 свечек по отдельности.
Проговорим скороговорку
Три тетерки тараторки
Тараторили у горки
Тара-тара-тара-ра
Тара-тара-тара-ра
(проговариваем эстафетой, врассыпную).
Исполнение распевки на одной высоте «Барашеньки крутоноженьки»
Поступенное движение в распевке «Куры, гуси и индюшки наклевалися петрушки, побежали заводой, подавились лебедой».
Наши голоса подготовлены к исполнению песен. Давайте споем песенку «Приглашение»(текст приложение1)
-спасибо, вы замечательно поете. Присаживайтесь.верните свои входные
Нашу работу мы будем отображать в листе достижений. Пере верните свои входные билетики, вы видите перед собой нотный стан. Найдите первую нотку и закрасьте её соответствующим цветом. Если вы выполняли работу самостоятельно и правильно, то зарисовывайте желтым цветом, если вам потребовалась помощь учителя или одноклассников, то зарисовывайте зеленым, а если вы затруднялись или не выполнили задание, то зарисовывайте красным цветом.
Лист достижений (заполняют )
3.Актуализация опорных знаний.
Интересно, куда же пригласила нас песенка?
Что это за здание?
— Это здание театра. Большого театра.
— вы совершенно правы это здание Большого театра – самого главного театра нашей страны.
Мы его называем музыкальным театром, почему?
Потому что там показывают музыкальные спектакли.
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
— О музыкальном спектакле.
— правильно о музыкальном спектакле и музыкальном театре.
Давайте, посмотрим на слайд, и определим, какие музыкальные спектакли ставят в музыкальном театре.
( на слайде кадры из оперы, балета, мюзикла)Дети называют оперу, балет, а потом затрудняются ответить.
4.Постановка проблемы.
На третьем слайде таинственный незнакомец. Как же зовут нашего незнакомца, и как называется тема нашего урока, мы выясним, разгадав кроссворд.
Работаем в группах. Читаем. Отгадываем, определяемся, кто будет отвечать от каждой группы.
У нас получилось слово МЮЗИКЛ.
Тема нашего урока: в музыкальном театре, мюзикл.
Какие цели мы поставим.
-Узнать, что такое мюзикл.
-Когда он появился.
-Как его исполняют.
-Действительно, мы узнаем, что такое мюзикл, научимся отличать его от других спектаклей, попробуем исполнить номера из мюзиклов.
Открытие нового.
Наш гость оставил нам музыкальное письмо. Внимательно посмотрим и сравним со знакомыми музыкальными спектаклями оперой и балетом.
— вы посмотрели письмо, можно назвать это балетом?
-нет.
— А оперой ?
-Нет.
— что общего с балетом?
— Есть танец. Но в балете на пуантах, а здесь современный (эстрадный).
-Что общего с оперой?
— Здесь тоже поют, но по-другому. В опере академический вокал, а здесь эстрадный.
-А музыкальные инструменты были такие же, как в опере?
— Нет, были еще и современные электронные инструменты.
-Еще актеры играют свои роли, а значит, есть театрализованное представление.
А теперь давайте попробуем по опорным словам дать определение мюзикла.
(Дети сами выводят определения, используя опорные слова, помещенные на доске)
Спасибо, а теперь выясним, как объясняют слово мюзикл в разных словарях.
Работаем в группах : 1. первая работает с толковым словарем.
2. С музыкальной энциклопедией.
3. С учебником.
Ответы детей.
-Да, это достаточно новый жанр музыкального спектакля. Появился в США в конце 19 века и распространился по миру. Он очень полюбился зрителю, и их ставят в разных театрах мира и исполняют на разных языках.
-Послушайте мелодию.
Что это?
-Песенка о нотах.
Оказывается, она является частью мюзикла. Американский композитор Ричард Роджерс написал ее для своего мюзикла «Звуки музыки». В нем рассказывается, как одна молодая воспитательница очень любила петь и своей любовью увлекла непоседливых ребят. Они перестали безобразничать, стали послушными и с удовольствием стали петь. Эта музыка вырастала из нескольких звуков.
-Послушаем и посмотрим отрывок из американской постановки.(видео фрагмент)
-Давайте и мы попробуем быть артистами мюзикла, и инсценируем его. Но сначала повторим русский текст и мелодию.
А теперь мне нужно семеро артистов на роли детей, артисты оркестра(играют на колокольчиках, соответствующим разным ступеням гаммы до мажор) и хор.
(инсценировка)
Спасибо, отметьте в листе достижений свои успехи.
А что же у нас в России? В нашей стране стали создавать мюзиклы в 60 –х годах 20 века. Часто их создавали на сюжеты народных сказок, для мультфильмов и кинофильмов. Таковы мюзиклы «Мери Поппинс – до свиданья». «Бременские музыканты» и «Волк и семеро козлят». Послушаем песню одного из героев мюзикла, определим его имя и характер.
-Что это за герой?
— это коза из сказки «Волк и семеро козлят».
Какая здесь показана коза по характеру?
-она беспокойная, волнуется.
Игра в композитора.
-А теперь представим себя на минутку композиторами. Какую музыку мы придумаем характеристики козлят. Какие будем применять средства выразительности. Обратимся к справочным материалам. Работаем в группах ( первая группа работает по проблеме «Характеристика козлят в балете», вторая – «Характеристика козлят в опере», третья – «Характеристика козлят в мюзикле», читаем задание, определяемся, кто будет отвечать(на выполнение задания 1 минута)
Ответы детей..
Заполняют лист достижений.
-А теперь послушаем, как сочинил песню козлят наш композитор Алексей Рыбников.
Мне кажется, что вы молодцы, как профессиональный композитор создали свою музыку.
Физкультминутка.
А теперь отдохнем и подвигаемся, как артисты мюзикла, возьмите атрибуты. (Дети берут атрибуты – пушистые помпоны, сделанные из пакетов и танцуют под звучащую песенку козлят)
-Молодцы. Занимайте свои места.
Вы многое выяснили сегодня о музыкальных спектаклях, а теперь закрепим ваши знания.
Возьмите свои музыкальные светофоры, найдите соответствие звучащей музыке в цвете. Если звучит бале, то открываете только зеленый цвет, если звучит опера, то открываем желтый цвет,я если звучит мюзикл, то открываем красный цвет. Внимательно слушайте и открывайте цвета. (выполняется задание на прослушивание и показ цветом)
Задание №4. Найдите соответствия между определениями и названиями спектаклей. Можно стрелочками соединить.
А теперь проверим ваши ответы. Внимание на слайд.
Отобразите вашу работу в листе достижений.
А теперь закрасьте итоговую последнюю нотку, смотря на предыдущий звукоряд.
Я вижу, что в ваших листах достижений есть только желтые и зеленые цвета.Это очень хорошо. Они мне напомнили весенние цветы мимозы. Скоро будет праздник 8 Марта, давайте всех женщин, присутствующих у нас на уроке, поздравим с праздником и подарим песню из мюзикла «Мама», которая называется «Мама-первое слово».
-Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. А домашним заданием вам будет придумать и сделать афишу к любому запомнившемуся мюзиклу.
-До свидатья.
Приложение.
Карточка № 2.
Задание № 4.
Музыкальный спектакль, где все действующие лица поют в сопровождении оркестра. |
Балет |
Музыкальный спектакль, где все действующие лица танцуют в сопровождении оркестра. |
Мюзикл |
Музыкальный спектакль, в котором соединены танец, вокал, театр, эстрада, изобразительное искусство
|
Опера |
Группа №1
Карточка №1
-
Назовите третью ноту гаммы до мажор
|
|
-
Назовите жанр произведения М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»
|
|
|
|
|
Группа №2
Карточка №1
3. Пение птиц, шум машины, голос человека, плеск воды –это……….
|
|
|
|
4.Назовите имя главного героя оперы М.И.Глинки, рассказывающей о подвиге костромского крестьянина.
|
|
|
|
Группа №3
Карточка №1
5. Черные и белые у фортепиано и рояля, по ним бегают пальцы пианиста…………
|
|
|
|
|
|
|
6. Назовите имя персонажа пастушка из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова…….
|
|
|
|