МБУДО «Дом детского творчества»
«Технология проблемного обучения в курсе финансовой грамотности»
(Педагогическая статья по вопросам преподавания)
Автор-составитель: Мокшина Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
Бийск, 2020
Технология проблемного обучения в курсе финансовой грамотности
Главная причина того, что люди испытывают
финансовые проблемы, заключается в том, что,
потратив годы в школе, они ничего не узнали о
том, что такое деньги.
Роберт и Ким Кийосаки
В настоящее время актуальность курса по финансовой грамотности обусловлена как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам относится достаточно низкий уровень функциональной грамотности как взрослых, так и детей школьного возраста. В семье не сформирована финансовая культура. Также имеет место быть выполнение поручения Правительства РФ о повышении уровня финансовой грамотности населения. К внутренним факторам следует отнести необходимость обеспечения деятельностного подхода в обучении, формирование компетенций, в том числе социально-экономических у всех обучающихся, также переход к новому содержанию финансового образования.
Финансово грамотный человек — это человек, который применяет на практике свои знания. Это и является целью внедрения курса финансовой грамотности. Так кто же такой финансово грамотный человек? Давайте разберемся детально.
Финансово грамотный человек:
тратит меньше, чем зарабатывает;
действует по принципу «сэкономить — значит заработать»;
ведет учет и планирование доходов и расходов;
своевременно выполняет свои финансовые обязательства;
следит за изменениями на финансовом рынке;
пользуется страховыми услугами;
копит на достойную старость.
При преподавании курса по финансовой грамотности особое значение имеет применение технологии проблемного обучения для обучающихся. Это обусловлено тем, что многие обучающиеся не усваивают должным образом информацию по тому или иному курсу только по причине отсутствия необходимости применения тех или иных знаний умений и навыков на практике.
Однако если в процессе обучения создавать интересные ситуации, проблемные ситуации, в которых обучающийся увидит интересующий его вопрос, то усвоение материала пройдет на высоком уровне. Каждому ребенку будет интересно применить свои знания и показать родителям в обсуждении финансовых вопросов свою эрудицию. Многие ребята, особенно младшего школьного возраста, слышат разговоры своих родителей, касающиеся финансовой сферы и семейного бюджета, и иногда не понимают, о чем идет речь. Задача курса по финансовой грамотности — показать ребятам, как им могут в будущем пригодиться знания, полученные сегодня, и именно поэтому очень гармонично в процесс обучения вписывается технология проблемного обучения.
Так что же нам дает технология проблемного обучения?
На сегодняшний день под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения в курсе финансовой грамотности предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению поставленных проблем, в ходе которых у ребят формируются новые знания, умения и навыки. Также развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
При применении технологии проблемного обучения следует учитывать то, что проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое обучающемуся проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям и возрастным характеристикам, способствует пробуждению у обучающихся желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
Чтобы уровень мотивации в процессе проблемного обучения не понизился, соответственно должен возрастать от занятия к занятию и уровень сложности поставленных проблем.
Также следует учесть тот фактор, что нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения в курсе финансовой грамотности состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема и они, при непосредственном участии педагога или самостоятельно, исследуют пути, варианты и способы eё решения.
Этапы решения финансовой проблемы.
обучающиеся строят гипотезу;
намечают и совместно обсуждают способы проверки ее истинности;
анализируют;
рассуждают;
доказывают.
Для реализации технологии проблемного обучения необходимо:
осуществлять отбор самых актуальных, сущностных задач;
выявлять и учитывать особенности проблемного обучения в различных видах учебной работы;
создавать учебные, методические пособия и рекомендации;
применять личностно-деятельностный подход в учебном процессе;
иметь достаточный уровень профессиональной компетентности педагога.
По степени познавательной самостоятельности обучающихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность обучающихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, педагог намечает путь ее решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется педагогом с помощью специальных вопросов, побуждающих обучающегося к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.
Уровень финансовой грамотности в нашей стране по сравнению с мировыми показателями достаточно низок.
Полученные знания по курсу финансовой грамотности сформируют:
правильный подход к деньгам;
необходимость освоить планирование и учет личных финансов;
взаимоотношение человека с банками;
основы финансовой грамотности должны включать разъяснения, что возможен не только активный заработок, но и пассивный доход;
знания об инвестициях.
Технология проблемного обучения в курсе финансовой грамотности, как и другие технологии, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К преимуществам данной технологии можно отнести следующие моменты:
технология проблемного обучения способствует приобретению обучающимися необходимой системы знаний, умений и навыков к достижению высокого уровня их умственного развития.
формированию у обучающихся способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности;
развивает интерес к учебному процессу;
обеспечивает прочные результаты обучения.
К недостаткам данной технологии относятся большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся. Но при всем этом в курсе финансовой грамотности это оправдано, т.к. вызывает познавательный интерес, что в свою очередь формирует необходимую систему знаний, умений и навыков, которые обязательно пригодятся ребятам в дальнейшем.
Финансовая грамотность — это залог успешного человека!
Список интернет-источников.
https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html
https://students-library.com/library/read/56947-formy-metody-tehnologiceskie-osnovy-problemnogo-obucenia