Манера исполнения казахского танца «Мереке би», (характер танца)
|
КГУ «Средняя школа-гимназия № 1» г. Кокшетау |
||||||||||
18.10.2017 |
Пономарёва Ирина Владимировна – педагог дополнительного образования, хореограф |
||||||||||
Возрастная категория учащихся: 6 – 8 класс |
Количество присутствующих: 20 |
Количество отсутствующих: 0 |
|||||||||
Цели обучения |
Учащиеся смогут: отрабатать практические навыки основных ходов и движений казахского танца; сформировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развить навыки композиционного построения; развить наблюдательность, зрительную память и творческие способности. |
||||||||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном занятии |
Все учащиеся смогут: |
||||||||||
в казахском танце плавно, мягко и выразительно исполнять движения в танце |
|||||||||||
Большинство учащихся будут уметь: |
|||||||||||
исполнять выразительно и синхронно движения в танце. |
|||||||||||
Некоторые учащиеся смогут: |
|||||||||||
могут солировать в танце. |
|||||||||||
Языковая цель |
Ключевые слова и фразы: |
||||||||||
Мереке, саукеле, шанырак, жыланша,, өрнек, жалын, білезік, шалқыма, үлкен жалын, кішкентай жалын, сырға. |
|||||||||||
Стиль языка, подходящий для диалога на занятии: смешанный
|
|||||||||||
Вопросы для обсуждения: |
|||||||||||
Что означают движения рук в казахском танце? Какие государственные ансамбли народного танца вы знаете? |
|||||||||||
Можете ли вы сказать, почему…? |
|||||||||||
Почему казахский танец называется «Мереке би»? В каком характере исполняется танец? |
|||||||||||
Подсказки: |
|||||||||||
Учебно-методическая литература: Ваганова А. Я. Азбука классического танца, Ткаченко Т. Народный танец, Жиенкуловой Ш. В кругу друзей, ресурсы интернета. |
|||||||||||
Предыдущее обучение |
Музыкальные переходы в казахском танце «Мереке би» (рисунок танца, комбинации движений) |
||||||||||
План |
|||||||||||
Планируемые сроки |
Планируемые действия |
Ресурсы |
|||||||||
Действия учителя |
Действия ученика |
Оценивание |
|||||||||
Начало занятия
|
Организационный момент, построение учащихся на поклон. |
Поклон. Музыкальный размер 4/4.
|
|
Магнитофон, фонограмма для поклона
|
|||||||
Прием «ЗХУ», определение целей задач занятия (беседа с учащимися). |
Знаю. Порядок и технику исполнения движений в казахском танце. |
|
|
||||||||
Хочу знать. В какой манере исполняется казахский танец? |
|||||||||||
Умею. Музыкально исполнять все движения и переходы в казахском танце. |
|||||||||||
Перестроение учащихся к станку
|
Grand battment jete, МР 2/4 – по 4 крестом. |
Формативное оценивание, исправление и уточнение правильного исполнения упражнений у станка. |
Магнитофон, фонограммы для упражнений у станка. Приложение 1. |
||||||||
Середина занятия |
Работа в парах и групповая работа.
|
Партерный экзерсис (развитие физических данных учащихся). Основные упражнения на растяжку.
|
Формативное оценивание, исправление и уточнение правильного исполнения упражнений |
Магнитофон, фонограммы Приложение 2. |
|||||||
Групповая работа. Объяснение учащимся значение и манеру исполнения движения. (распределение на группы: 4 сильных девочки, которые объясняют и поправляют в группе других, составление танцевальной композиции)
|
Манера исполнения казахского танца «Мереке би», (работа перед зеркалом). Лексика казахского танца: «Саукеле» — положение рук, одна рука в 1ой позиции, другая в 3ей позиции «Шанырак» — положение рук в 3ей в позиции, кисти рук повернуты вверх. «Жыланша» — волнообразные движения рук, напоминающие две змеи. «Жалын» — плавные движения рук пред собой, перевод из подготовительной позиции в 3ью позицию. «Өрнек» — движения рук повторяющие казахские узоры «Шалқыма» — наклоняться из стороны в сторону с продвижением вперед по диагонали. «Үлкен жалын» — поочередные широкие взмахи кистей рук вверх с последующим опусканием вниз «Кішкентай жалын» — поочередные маленькие взмахи кистей рук вверх с последующим опусканием вниз. «Білезік» — соединение кистей рук в области запястья по–позиции рук и разведение рук по 2 позиции. «Сырғы» — перевод рук из стороны в сторону, с легким сбрасыванием кисти в сторону от запястья. Комбинации положений и движений рук, соединенные с различными танцевальными переходами (простой шаг, шаг на каблук, припадание, упадание). Мягкие, плавные жесты, спокойные переходы из одного положения в другое, движения рук, сопровождающиеся вращением кистей «от себя» или «к себе», исполняемые легко и волнообразно, исполняются грациозно, легко, изящно. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание. Поэтому, особое внимание надо уделить разработке их пластичности и гибкости. Отрабатывают перед зеркалом в группах по четыре человека. Из проученных движений казахского танца, учащиеся в группах составляют танцевальную композицию. |
Самооценка, взаимооценка. Аплодисменты если у какой-то группы получилось хорошо отработать.
Свою танцевальную композицию показывает каждая группа, взаимооценка аплодисменты. |
Магнитофон, фонограмма казахского танца «Мереке би» Приложение 3. Приложение 4. |
||||||||
Работа с ансамблем. (беседа с учащимися)
Объяснение, что нужно для создания образа танца. Движения ног в сочетании с мягкими, пластичными движениями рук, наклонами и перегибами корпуса должны были отличаться плавностью и мягкостью. Все это помогает созданию яркого национального образа. |
Почему казахский танец называется «Мереке би»? Танец указывает быт казахского народа, его любовь к искусству. В музыкальном фольклоре есть танцы с хороводом, театрализованные танцы с пением и т.д. Танцевальная культура у казахского народа существует со стародавних времен. «Мереке би» в переводе значит – праздничный танец. В танце передается атмосфера праздника. Определить характер музыки. Прослушивание музыки учащимися, после должны ответить на следующие вопросы. Какой характер звучания музыки? Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором? Какое настроение, чувства, характер человека выражен в музыке? Характер музыки очень жизнерадостный, живой, темпераментный. Казахская народная музыка, в современной обработке. В музыке обрисован характер казахской девушки, ее скромность, женственность, гибкость, мягкая красота, живой темперамент. Работая в ансамбле. Танец включает непосредственные средства выражения, т. е. движения, из которых составлены танцевальные фразы, предложения и периоды. Но подобно тому, как литературный текст, кроме этого основного средства выражения — слов, имеет нюансировку в их произношении, строй фразы, знаки: восклицательные или вопросительные, запятые и т. п., хореографический текст также включает характеристики исполнения движений, которые дозволяют придавать им определенное смысловое значение, раскрывать содержание танца. Поэтому подлежат фиксации не только отдельные движения, их сочетания, но и расположение этих знаков выражения в пространстве, т.е. рисунки танца, а также тот характер, манера, с которой они должны исполняться, чтобы возникло целое — танец. Репетируя танец нужно быть предельно внимательным, малейшая неточность, небрежность в исполнении, ошибки, которые укореняются, в дальнейшем их труднее исправить. Синхронность заключается в музыкально исполненной комбинации, чистоте исполнения — правильных ракурсах, правильных позициях рук и ног, и рисунках танца. Станцованность ансамбля понимается умение на протяжении всей композиции переложить музыкальный текст на язык хореографии посредством перемещения учащихся по сценической площадке, как единого объемного целостного организма. |
Формативное оценивание, исправление и уточнение правильного исполнения упражнений.
Самооценка, взаимооценка. Аплодисменты. |
|||||||||
Показ видео профессиональных ансамблей Республики Казахстан (просмотр и обсуждение с учащимися) |
Государственный ансамбль народного танца «Салтанат», танец «Қара Жарға» (концертная программа: Нас поздравляет мир. Ансамблю танца им. Игоря Моисеева — 75)
Театр танца «Наз», танец «Кайындар», «Жастар би»
Вопросы для обсуждения. Перевести название танца. Какой образ в танце представлен? В каком характере исполняется танец? Соответствует ли название танца содержанию? Какой танец вам понравился? |
|
https://www.youtube.com/watch?v=1ecu6W61_MU
|
||||||||
Конец занятия |
Allegro
|
Вращения по диагонали с правой и левой ноги. Tour Chaines Tour Coupe Tour Degagee. |
Формативное оценивание, исправление и уточнение правильного исполнения упражнений |
Магнитофон, фонограммы, приложение 1 |
|||||||
Прыжки Pas soute. ИП 1 позиция, по 4 раза, 1,2,5 позициям Pas changement de pied, ИП 5 позиция, 16 раз Pas echappe, ИП 5 позиция, 16 раз Рas assemble, ИП 5 позиция рабочая нога сзади, 16 раз вперед Pas de chat, ИП 5 позиция рабочая нога сзади, 16 раз вперед |
|||||||||||
Прием «ЗХУ», подведение итогов занятия (беседа с учащимися). |
Узнали. В каком характере исполняется казахский танец. |
Обратная связь |
|
||||||||
Хотим узнать. Продолжать изучать другие народные танцы. |
|||||||||||
Умеем. Исполнять в нужной манере казахский танец «Мереке би». |
|||||||||||
Этап рефлексии (беседа с учащимися).
|
Девочки высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнала… было интересно… было трудно… я поняла, что… я научилась… у меня получилось … я смогла… я попробую… мне захотелось… Pour de bra — 1, 2, 3, 4, поклон МР 4/4 |
Самооценка. В конце урока аплодисменты. |
Магнитофон, фонограммы, приложение 1 |
||||||||
Домашнее задание. |
Отработать танцевальные комбинации в характере и запомнить их названия. |
|
|
||||||||
Дополнительная информация |
|||||||||||
Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся? |
Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? |
Межпредметные связи. Соблюдение СанПиН. ИКТ компетентность. Связи с ценностями. |
|||||||||
Все учащиеся выступают на школьных концертах и смотре художественной самодеятельности, более сильные учащиеся принимают участие в городских концертах и смотрах художественной самодеятельности, областных, республиканских и международных фестивалях и конкурсах. |
Выступления на школьных концертах, участие в городских, областных и международных фестивалях и конкурсах, смотр художественной самодеятельности разного уровня. |
Межпредметтные связи: математика, музыка, история Казахстана, литература, трудовое обучение, изобразительное искусство. На данном занятии используется видеоресурс. Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения композиции казахского танца; воспитание уважения к культуре других народов. В рамках реализации государственной программы «Рухани жаңғыру» на занятиях хореографии учащиеся будут изучать казахский танец. |
|||||||||
Рефлексия |
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги занятия. Ответьте на самые актуальные вопросы о занятии из блока слева. |
||||||||||
Были ли цели обучения реалистичными? |
Да цели обучения были реальными. Во время занятия учащимися были отработаны движения казахского танца, умение ориентировать на сценической площадке, при разборе значения движений проведена параллель с бытом казахского народа. Благодаря учебно-тренировочной работе идет развитие физических данных учащихся. |
||||||||||
Что учащиеся сегодня изучили? |
Сегодня на занятии изучили манеру исполнения движений в казахском танце и, в каком характере исполняется казахский танец «Мереке би». Просмотрели в исполнении профессиональных танцевальных коллективов танцевальные номера. |
||||||||||
На что была направлено обучение? |
Обучение было направлено на изучение: значения движений в танце, манеру исполнения движений, разобрать в каком характере исполняется танец. Исполнение казахского танца в ансамбле. |
||||||||||
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? |
Хорошо сработала запланированная дифференциация. Девочки, которые, являются солистками в ансамбле во время групповой работы, помогли остальным отработать манеру исполнения движений в казахском танце |
||||||||||
Выдерживалось ли время обучения? |
Да время обучения было выдержано. |
||||||||||
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
Во время занятия при работе с ансамблем отработано синхронное и выразительное исполнение движений, а также композиционные переходы в казахском танце. |
||||||||||
Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)? 1: При разборе значения движений проведена параллель с бытом казахского народа. 2: Репетиционное занятие, на котором учащиеся практически освоили и закрепили необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива. Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)? 1: Нужно продолжить работу по развитию физических данных учащихся. 2: Привлекать учащихся к поиску дополнительной информации по изучению казахского танца. Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? Активное участие в групповой работе и в парах. Это занятие помогло увидеть способных учащихся, которые при работе в группе заняли позицию лидера. |