«Распространение реформации в Европе. Контрреформация»

10. Распространение реформации. Контрреформация

Цели урока:

Образовательные: провести сравнительный анализ методов католической контрреформации, выявить ее причины, цели, влияние на дальнейшую судьбу европейских стран; в ходе работы продолжить формирование научного мировоззрения с помощью научных понятий «контрреформация», Игнатий Лойола, орден иезуитов.

Воспитательные: предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителей Реформации и Контрреформации.

Развивающие: продолжить развитие у учащихся умений выделять главное  в тексте учебника и исторических источниках (выделить методы католической Контрреформации); продолжить формирование у учащихся исторического мышления (определять причины и следствия Реформации и Контрреформации).

Тип урока: комбинированный.

План:

  1. Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. 

  2. Кальвинистская церковь.

  3. Распространение кальвинизма по Европе.

  4. Контрреформация.

  5. Орден иезуитов.

  6. Попытки реформ и Тридентский собор.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей.

3.Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.

? Ребята, что такое Реформация?

? Каковы были причины Реформации в Германии?

? Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?

? Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?

? Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

? Что получили от Реформации различные слои населения?

4. Изучение новой темы.

План:

1.Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. 

2.Кальвинистская церковь.

3.Распространение кальвинизма по Европе.

4.Контрреформация.

5.Орден иезуитов.

6.Попытки реформ и Тридентский собор.

Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рассказ учителя:

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм.

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»

Кальвин утверждал, что…

  • Судьбы людей предопределены Богом.

  • Никто из верующих не знает собственного предопределения.

  • Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

  •  Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

Кальвинистская церковь. Распространение кальвинизма по Европе. Контрреформация.

Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:

Учитель предлагает учащимся  изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке.

Задание группам:

Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 103 учебника.

Группа 2: Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы. Информация на стр. 104 учебника.

Группа 3: Расскажите о борьбе католического духовенства с протестантизмом. Информация на стр. 104 учебника.

Выступление групп с отчетом об изученном материале.

Учитель предваряет выступление:

В  40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

Далее следует выступление групп.

После выступления задаются вопросы всему классу:

? Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?

? Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Орден иезуитов.

Рассказ учителя:

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

1540 г. — Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателем ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

? Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

+

миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали пр оповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников,  всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского

Попытки реформ и Тридентский собор.

Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

Тридентский собор:

  1. Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.

  2. Исключительное право церкви толкования Священного писания.

  3. Укрепление инквизиции.

  4. Запрет на продажу индульгенций.

  5. Открытие семинарий для католических священников.

  6. В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.

5. Закрепление:

Вопросы – стр. 107 учебника.

6. Итоги урока. Рефлексия

7. Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы к параграфу, записи в тетради.

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба