Технологическая карта по истории Древнего мира 5 класс
А.А.Вигасин, Г.И.Годер. изд-во Просвещение
Тема : Древний Рим
Цель урока — создать условия для самостоятельного усвоения учащимися истории Древнего Рима.
Обучающий аспект: изучение легенды основания Рима; географическое положение страны, политического устройства государства.
Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас;
Воспитательный аспект: воспитывать толерантность, интерес к прошлому человечества.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в органическом единстве и разнообразии природы, народов, культуры и религии;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль туре других народов.
Метапредметные:
Овладение навыками смыслового чтения тестов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения.
Предметные:
Овладение базовыми историческими знаниями.
Оборудование:
-мультимедийная установка;
-презентация;
-иллюстрации.
Основные понятия урока: Ромул,Рем,ликторы,весталки, император,волчица,735г до н.э.
Формы и методы изложения нового учебного материала:
Подводящий диалог.
Решение проблемного вопроса.
Индивидуальная и групповая работа:
работа с текстовым материалом.
работа с иллюстративным материалом, дискуссия;
Метод рефлексии.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: умение самостоятельно работать, используя дополнительную литературу, иллюстрации.
Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование.
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 Организационный момент. |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
Быстрое включение в деловой ритм. |
II. мотивация (сомоопределение) к учебной деятельности |
Фронтальная. Словесный. |
Повторение пройденного материала.Блиц-опрос. |
Ответы учеников. |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформированную вместе с учителем. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Проектная работа с классом.
Слайд 6 |
Молодцы, ребята мы с вами повторили все, что вы прошли на прошлых уроках. Прежде чем начать нашу новую тему, вам придется отгадать о какой стране мы будем говорить. Посмотрите видео –ролик . Отрывок из фильма гладиатор 3 минуты.
1.В какой стране были гладиаторские бои? – Древний Рим. 2. Кто из вас определит цели и задачи нашей новой темы? Что мы должны будем сделать на уроке?
Запишите в нашем путеводном листе тему урока.
|
Ответы учеников- Узнать много нового о такой стране как Италия. Какая была природа основание Рима, какие люди жили в древности там и как управлялось государство)
Письменная работа в путеводных листах. ученики записывают тему урока. |
коммуникативные: слушают и понимают речь учителя познавательные: Извлечение необходимой информации из исторического источника коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи; |
|
Реквизит на уроке:свитки, корзинка с младенцами, картинка с волчицей.
Проблемное задание на уроке.
|
Ребята посмотрите внимательно, у нас на уроке есть исторический чемоданчик, он приготовил нам много загадок. (Учитель достает свитки, корзинку с младенцами, картинку с волчицей.) Ребята я ничего не понимаю. Наверное, вышла какая то ошибка: это свитки из Александрийской библиотеки, корзина с младенцами и страшный волк. Скорее всего, произошла какая то трагедия с этими детьми. Что бы прояснить ситуацию нам надо выполнить все задания, что написаны на свитках. Вы поработаете в группах и узнаете историю Рима.
Но вернемся к нашей загадке: это корзина с младенцами и злой волк. Я ничего не понимаю и надеюсь, что вы поможете разобраться в этой ситуации.
Мы узнали много новых слов на уроке и что бы их не забыть нам нужно все записать в нашей путеводной карте. Обязательно выучите эти слова. |
Класс делится на 4 группы: 1 группа- Расположите на карте географические обозначения- горы, реки, моря, острова.(работают у магнитной доски собирают пазл-карту) 2 группа- Определите какие народы населяли Аппенинский полуостров. (на доске уже есть название племен на карточках и их надо расположить на пазле-карте, указывают какое географическое место занимали племена галлов) 3 группа – Рассказать о природных условиях и занятиях древних римлян. 4 группа- Рассказать о патрициях и плебеях, какими правами они обладали.
Групповая работа учеников с использованием учебника. Заполнение путеводного листа. 1 группа должна собрать карту-пазл на доске «Аппенинский полуостров и его географическое положение». Остальные группы отвечают с места.
Ответы учеников. Легенда об основании Рима. Объясняют почему на уроке корзинка с младенцами и волчица.
Запись в путеводных листах новых слов: патриции,плебеи,сенат,ликторы, весталки, Ромул,Рем. |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформированную вместе с учителем. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Учебные: в ходе работы с источником ученики знакомятся с новой информацией |
Физкультминутка |
|
Мы познакомились с древнейшими потомками жителей Рима –это были патриции, а давайте попробуем их изобразить. Встаньте ребята, спину ровно, голову выше и сделайте пару шагов как знатные римляне. А теперь давайте попробуем изобразить не знатных людей или рабов — спину согнули , голову опустили и сделали пару шагов назад. А теперь мы гладиаторы! Сделали вид, что держите меч в руках и сделали пару шагов. Это была наша маленькая физкульт минутка. Спасибо, вы молодцы.(2-3 минуты).
|
Ученики встают с места и повторяют за учителем действия физминутки. |
Здоровьесберегающий фактор |
Закрепление изученного материала |
Виртуальное путешествие в современный Рим |
Мы с вами только, что совершили путешествие в древний Рим и узнали много интересного, но мы так же знаем, что есть современный город Рим, давайте совершим виртуальное путешествие в 21 веке. Ребята мы увидели, что древность соседствует с современностью. На видео видно было огромное количество туристов из разных стран , руины древних городов вызывает у нас интерес и восхищение.
|
Просмотр видео-ролика. |
познавательные: осуществляют сравнение, делают выводы коммуникативные:высказывают свое мнение. Тест Учи.ру https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/208333/task/1 |
Рефлексия |
|
Скажите, вам понравился урок? Отвечаем как древнем Риме – если да- то поднимаем вверх большой палец руки, а если нет, то палец вниз!
|
Ученики выражают свое мнение |
|
Домашнее задание |
|
параграф 44 пересказ и написать сочинение от лица гладиатора.
|
воспринимают задание, уточняют |
регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |