МБОУ «Гимназия г. Болхова»
Конспект урока алгебры в 7 классе по теме:
«Линейная функция и её график».
Выполнила учитель математики:
Попова Е.П
г. Болхов
2021г
Цель урока: рассмотреть линейную функцию, ее график и свойства, способ построения графика линейной функции
Задачи урока:
Образовательные: введение понятия линейной функции; отработка навыка распознавания линейной функции по заданной формуле; отработка навыка вычисления значения функции по заданному значению аргумента, построения графика функции; выработать умение анализировать и находить правильное решение проблемных ситуаций.
Развивающие: развитие логического мышления, зрительной памяти, математически грамотной речи, сознательного восприятия материала. Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Тип урока — урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, рабочая доска.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Проверка готовности к уроку.
— Я рада видеть вас на уроке математики. Проверим, все ли мы приготовили к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мотивационная беседа
Девиз урока: «Возьми столько, сколько ты сможешь и хочешь, но не меньше обязательного» (написан на доске)
— Объясните смысл написанного предложения.
III. Проверка домашнего задания.
№ 303 Принадлежат ли графику функции y= — 0,5х точки С (2;-1), Д (4;-2).
Решение: Подставим абсциссу и ординату точки С в функцию , -1= — 0,5 ∙ 2
-1= — 1 — верно
Точка С Є графику функции у= — 0,5 х.
Подставим абсциссу и ординату точки D в функцию, -2 = — 0,5 ∙ 4
— 2 = — 2 — верно
Точка D Є графику функции у= — 0,5 х
Что скажете про точку А? А не принадлежит.
№ 305(а,б)
График функции у= 1,7х , расположен в 1и 3 координатных четвертях, т.к. 1,7 0.
График функции у= — 3,1х, расположен во 2и 4 координатных четвертях , т.к. – 3,1 .
Актуализация знаний обучающихся.
Учитель: Проведем «зарядку для ума».
Что называется функцией?
Как называют переменную х? переменную у?
— Какие переменные образуют область определения функции?
Какие переменные образуют область значения функции?
— Что мы называем графиком функции?
— Какими способами можно задать функцию(с помощью формулы (аналитический), графика, таблицы, словесно)
— Сколько точек нужно иметь на плоскости, чтобы провести 1 прямую?
V. Целеполагание и планирование. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня у нас урок изучения нового материала Мы будем знакомиться с новой функцией. Подумайте, что бы вы хотели узнать, о новой функции, какие цели нам нужно поставить перед собой?
Ученики: -Узнать, как называется функция.
-Как строить график линейной функции.
— Выяснить, нужны ли нам эти знания в жизни.
Учитель обобщает ответы учащихся и формулирует совместно с ними задачи урока.
VI.Первичное усвоение новых знаний.
Задача 1(Слайд 1). Мама купила несколько конфет по цене 5 рублей за конфету и одну шоколадку по цене 65 рублей. Сколько она заплатила за всю покупку? Составьте выражение, с помощью которого можно подсчитать стоимость покупки.
Как вы думаете, от чего зависит стоимость покупки?
Задача 2. ( Слайд 2)
На шоссе расположены пункты А и В, удаленные друг от друга на 20 км.
Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А, со скоростью 50 км/ч. На каком расстоянии s (км) от пункта А будет мотоциклист через t часов?
От чего зависит расстояние от пункта А до мотоциклиста, если скорость и расстояние АВ постоянны?
— Какая формула выражает зависимость расстояния от времени движения? Давайте вспомним общую формулу, знакомую вам из курса физики s = vt.
— Попробуйте записать формулу, выражающую зависимость расстояния от времени движения.
s = 50t + 20, где t 0.
— Обратите внимание на то, что полученная формула позволяет найти s для любого момента времени.
— Итак, мы получили две формулы, выражающие совершенно различные факты и явления, но имеющие одинаковую структуру
n = 5d + 65 у = 5х +65
s = 50t + 20 у = 50х + 20
Можно предположить, что эти факты и явления описываются одной и той же формулой.
Общий вид формулы: y = kx + b, где k и b – некоторые числа, x – переменная величина.
Функция, с которой мы столкнулись в этих задачах, называется линейной.
Определение в учебнике стр. 75.
Обратите внимание, ребята, все задачи – это реальные ситуации вокруг нас и все они описываются с помощью линейной функции.
(Слайд 3)
y = kx + b – линейная функция
х – аргумент (независимая переменная)
у – значение функции (зависимая переменная)
k, b – числа, коэффициенты
VII.Введение новых знаний в систему.
Давайте выясним, является ли линейной функция, задаваемая следующими формулами.
1) y = 2x – 3
2) y = — x + 5
3) y = 8x
4) y =7 – 9x
5) y = x/2 + 1
6) y = 2/(x + 1)
7) y = x2 – 3
y =5
— Обратите внимание на то, что функции y = 8x и y =5 являются линейными (это частные случаи линейной функции).
Построение графика линейной функции.
Практическая работа. (Слайд 4)
Найдите значение линейной функции у=2х-1 при заданном значении аргумента х= 0, 2, 4, -1.
Заполните таблицу.
Отметьте точки с данными координатами в системе координат.
На какой линии лежат все эти точки? Сделайте вывод.
Вывод с записью в тетради.(Слайд 5)
Графиком линейной функции является прямая линия.
Проговариваем алгоритм построения .
Учебник № 319 (а,б), (и) самостоятельно.
Учитель просматривает работы уч –ся.
Обратите внимание, ребята, все задачи – это реальные ситуации вокруг нас и все они описываются с помощью линейной функции.
Даже в пословицах встречается линейная функция.(Слайд 6),(Слайд 7)
Итог урока. С какой новой функцией познакомились? Что является графиком линейно функции?
Домашнее задание. П.16, № 317, №319(г,ж), подобрать пословицу, в которой встречается линейная функция.