Интерактивные формы обучения как средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка
учитель иностранных языков
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №43 им. Г.К.Жукова» г.Курска
Рязанцева Ирина Викторовна
Знание иностранных языков сегодня — не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.
Коммуникативно-речевое и социокультурное развитие школьников, развитие их способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в «диалоге культур» помогают учащимся осознать роль иностранного языка как средства международного общения. Для поддержания эмоционально-эстетического тонуса учащихся и расширения их творческой активности важно чтобы языковой материал был содержательным, соответствовал возрасту школьников.
За последние несколько лет особое внимание уделяется применению инновационных технологий в преподавании иностранного языка и других дисциплин. Связано это прежде всего с изменением структуры и содержания общего среднего образования, когда от учащегося требуется на выходе из школы не просто набор знаний, умений и навыков, а некая система коммуникативных, информационных и некоторых других компетенций, которые помогут ему быстро ориентироваться в современном мире, где ключевым моментом является именно информация и методы её получения и обработки. В преподавании иностранного языка применение инновационных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком, повысить мотивацию обучения.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» — взаимный, «act» — действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие, которое ведет к взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и прочее. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель — ученик», или «учитель — группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.
Предметом анализа при диалоге выступают реальные проблемы, допускающие согласие-несогласие и несовпадение мнений, обмен знанияи, идеями. Диалог подразумевает убедительное, а не авторитарное слово. В ходе такого диалога у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушать мнение другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Можно сказать, знания в процессе интерактивного обучения ученик приобретает не в готовой форме, а добывает их сам, в процессе собственной активности. Поэтому цель педагога – создать условия, при которых ученик будет открывать новое знание, конструировать его, использовать. Роль и позиция педагога – подсказать, если нужно, скорректировать; педагог поддерживает активность учащихся, создает благоприятную атмосферу на уроке; в спорах выступает в роли арбитра, а не судьи. Это делает процесс изучения предмета интересным, формирует и развивает у учащихся мотивированный интерес к предмету. Используемые методы интерактивного обучения направлены на усиление роли активности учащихся. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность обучающихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Можно выделить несколько, на мой взгляд, удачных форм и приемов интерактивного обучения:
работа в парах
ротационные (сменные) тройки
работа в малых группах
групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)
броуновское движение (предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме)
творческое задание
решение ситуационных задач
интервью
инсценировка
проигрывание ситуаций
обучающие игры (ролевые, деловые игры)
игровые упражнения
презентации
метод проектов
эссе
мозаика
синквейн
разминки.
Работа в малых группах. Она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов. Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы по 3-5 человек. Каждая группа получает свое задание. В оценке и обсуждении участвуют все группы. При организации групповой работы на уроках иностранного языка следует обратить внимание на следующие ее аспекты:
• убедиться, что обучающиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания;
• стараться сделать свои инструкции максимально четкими;
• предоставлять группе достаточное количество времени на выполнение задания.
Рассмотрим некоторые примеры творческих заданий, которые можно выполнять как в малых группах, так и индивидуально:
• составьте предложения из данных слов;
• дополните предложения новыми деталями;
• составьте кроссворд по изучаемой теме;
• составьте каталог книг, популярных в вашем классе/группе;
• составьте комментарий к спортивной передаче (в процессе изучения темы "Спорт");
• составьте описание своей любимой компьютерной игры;
• подготовьте экскурсию по родному городу ;
• разработайте и представьте проект школьной формы;
• опишите фотографию (каждая группа получает разные фотографии);
• создайте плакат на заданную тему;
• подготовьте описание необычного животного.
На уроках чтения для работы в группах я обычно готовлю карточки-задания:
True or false.
Find in the text.
Answer the questions.
Put in the correct order. Etc.
Реализация интерактивного обучения в образовательном процессе требует от педагога создания определенных условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести:
1. Психологическую атмосферу, созданную в классе.
2. Нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с обучающимися.
3. Тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе.
4. Расположение мебели, оборудование учебного кабинета.
5. Различные материалы, которые педагог и обучающиеся могут использовать в своей деятельности на занятии.
В своей практике учитель использует такие формы групповой работы, как «круглый стол», «большой круг», «вертушка», «мозговой штурм», «дебаты».
Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно также, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узко экономических (правовых, исторических, политических) вопросов к широкой постановке проблемы. Эта проблема должна быть актуальной, интересной и значимой для учащихся.
Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют ученику не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:
·как они общаются;
·как реагируют на чужую мысль;
·как улаживают назревающий конфликт,
·как аргументируют свою мысль и так далее.
Мозговой штурм – это один из самых распространенных методов стимулирования творческой активности для решения проблемы, при котором участники предлагают как можно больше способов решить эту задачу, проблему (способы могут быть как вполне осуществимы, так и немного фантастичными).
Прием Снежный ком хорошо использовать для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу (можно использовать мяч), тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т.д. Таким образом можно отработать тематическую лексику.
Обучение иностранному языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом. Обучающиеся с удовольствием учат язык, поскольку в процессе работы находят применение своим талантам и склонностям, потребности общаться, изучать окружающий мир, проявить себя художником или мыслителем, попробовать ранее незнакомые роли. На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.
Формы и методы организации речевой среды разнообразны. На уроках в начальной школе целесообразно применение интерактивного метода обучения – игрового. Для детей начальной школы ведущей является игровая деятельность. Детям интересны игры-соревнования, ролевые игры. Школьники охотно копируют речевые образцы, имитируют интонацию, с которой их произносит учитель, любят участвовать в хоровой работе. Ребята с удовольствием поют песни на иностранном языке. Детям нравятся фольклорные песни, которые отражают традиции народа, воздействуют на интеллект и эмоции ребёнка. Дети участвуют в драматизации, которая создаёт благоприятные условия для формирования способности общаться на иностранном языке. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.
Игра, на мой взгляд, одной из важных и деятельных форм интерактивного обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Игры имеют две цели: одна из них обучающая, которую преследует учитель, а другая игровая, ради которой действует ученик. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Игра – это идеальная возможность отдохнуть, расслабиться после трудного устного упражнения или любого другого утомительного занятия. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый ученик почувствует себя увереннее и будет участвовать в игре намного активнее, если не будет бояться выглядеть смешным. Независимо от темперамента учителя или учеников, на уроках всегда есть моменты, когда внимание детей рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу, как бы между прочим, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к обучению.
Итак, игра позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать. В процессе игры возникает увлечение, соревновательный азарт, желание победить, то есть возникают эмоции, присущие всем играм. И поэтому на уроках знания, умения и навыки учащихся проявляются более активно.
Как показывает опыт работы, игры способствуют не только повышению качества успеваемости, обогащению лексического словаря, коммуникативной компетентности учащихся, но и развитию личностного творческого потенциала обучающихся, умения принимать самостоятельные решения, расширению кругозора, формированию личной ответственности за результат труда. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются память, мышление, воображение, творческие способности.
Разгадывание кроссвордов является одним из самых любимых занятий у многих людей. Они являются не только средством развлечения, но и развития. Кроссворды способствуют поиску человеком самостоятельных ответов на многие вопросы, а через догадки происходит познание мира. Разгадывание кроссвордов на иностранном языке способствует повышению самооценки, а также, они считаются отличным средством для тренировки умственных способностей. Кроме того, отрабатывается правописание и тренируется зрительная память. При разгадывании кроссвордов иногда приходится обращаться к справочной литературе, что расширяет кругозор и углубляет знания.
Большую роль при изучении иностранного языка играют грамматические, лексические и коммуникативные игры, различные игровые ситуации. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда- стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Обучение иностранному языку и культуре происходит наиболее эффективно, если оно осуществляется через активные творческие формы работы: песни, стихи, пословицы, игры, творческие проекты и т. д. Через эти задания происходит особое проявление самостоятельности, новое, оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности.
Во время своих уроков я провожу игры, конкурсы на лучшее исполнение песенки, конкурсы на лучшее чтение рифмовок и стихов, организовываю конкурсы на выразительное чтение текста и чтение про себя на скорость и количество понятой информации; на рассказ по незнакомой картинке, где оценивается полнота высказывания, логичность построения, языковая грамотность высказывания и т. п. Мы готовим и проводим на параллель праздники и уроки-путешествия: «Праздник французского алфавита», «По страницам сказок Шарля Перро», «Творчество Жана де Лафонтена и его басни», «Рождество во Франции», Заочное путешествие в Парижский Диснейленд, по достопримечательностям Парижа, «Исторические провинции Франции» и др.
Важное место в работе занимает проектная деятельность. Метод проектов является одним из современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию учащихся на уроках иностранного языка. Проектные работы пользуются неизменной популярностью у учащихся всех возрастов. На практике дело приходится иметь со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов одновременно.
В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Формирование многих из этих умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности. Таким образом, работая над проектами, учитель формирует, совершенствует и развивает аудирование, письмо, чтение и говорение. В процессе работы над проектом ребята приобретают навыки международного, межкультурного общения.
Использование информационных технологий в обучении иностранному языку открывает новые возможности. Мультимедийные средства просты в применении, велика их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся. Это наглядно, красочно, интерактивно.
Особого внимания заслуживают компьютерные презентации. Активное использование учащимися компьютерных технологий решает сразу несколько задач: во-первых, ребята учатся самостоятельно извлекать информацию; во-вторых, они учатся творчески применять полученные знания на практике; кроме того, школьники получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе. Компьютерные презентации просто незаменимы при предъявлении страноведческого материала. С помощью презентации можно наглядно, увлекательно и доступно предъявить страну изучаемого языка, её географию, историю, повседневную жизнь народа. Для каждого ребёнка презентация – это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретённые навыки. Важно, чтобы учитель создавал различные виды презентаций. Презентации – проекты подводят ребят к созданию собственных проектов по данной теме. Презентации – самостоятельный поиск, направленный на отработку и автоматизацию грамматического материала. Они содержат вопросы разделов грамматики, задания для отработки грамматических конструкций. Презентации – исследования нацеливают учащихся на самостоятельное изучение материала, его исследование. Работа по созданию презентаций информационно-исследовательского вида нравится всем без исключения. Учащиеся самостоятельно выполняют такие презентации, как одну из форм защиты проектов. Форма презентации может быть любая, доклад на 3-4 минуты с сопровождением показа слайдов, далее следуют ответы на вопросы присутствующих. На этапе рефлексии группы оценивают работу каждого участника. Обсуждение ведётся в форме дискуссии. Ребята задают вопросы и отвечают на них, указывают на сильные и слабые стороны представленных презентаций, делают итоговый вывод.
Использование современных педагогических подходов, приемов, позволяет повышать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и повышать качество знаний. Необходимо придерживаться тенденции перехода новым формам и методам обучения, которые предполагают элементы проблемности, научного поиска, использование резервов самостоятельной работы обучающихся. Одним из таких приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания дидактического синквейна.
Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.
Синквейн пишется по определенным правилам:
1 строка – тема синквейна — существительное
2 строка – описание признаков и свойств объекта – два прилагательных
3 строка – характерные действия объекта – три глагола
4 строка – фраза, выражающая личное отношение автора к объекту
5 строка – слово = резюме, характеризующее суть объекта – существительное.
Эта работа обычно делается в группах. Учащиеся расширяют словарный запас, учатся составлять словосочетания, строить предложения. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме. Наблюдая за учащимися в процессе составления синквейна на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Их внимание сконцентрировано на выполнении задания.
(School)
Interesting, difficult
Teach, listen, study
We go there every day.
Education
Таким образом, анализируя применение интерактивных форм урока, я пришла к выводу, что система их проведения обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее, заставляет его идти в ногу со временем. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче. Интерактивный метод обучения формирует мотивированный интерес у школьников к иностранному языку, способствует более эффективному усвоению учебного материала учащимися, содействует развитию социокультурного образования, обогащает коммуникативный опыт, обеспечивает адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.