Разработка урока по ИЗО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 

План-конспект

урока изобразительного искусства

в 6 классе

«Мир вещей — натюрморт»

Учитель ИЗО: Ершова Л.Н.

План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе

«Мир вещей — натюрморт»

Цель:

           —  расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения

Задачи:

           —  учить составлять натюрморты;

           — развивать навыки работы в технике коллаж и аппликация;

           —  воспитывать эстетическую восприимчивость.

Планируемые результаты:

Личностные:

 — развивать этические чувства и эстетические потребности, эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира природы и произведений искусства,

— развивать способности к саморазвитию и самовыражению;

— понимать взаимосвязь предметов с тем окружением, в котором он находится.

Метапредметные:

Познавательные:

— развивать представления о пространстве как о среде (всё существует, живёт и развивается в определённой среде), о связи каждого предмета с тем окружением, в котором он находится;

— формировать понятие о природном пространстве и среде.

Коммуникативные:

-учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу;

в) понимать общую задачу работы и точно ее выполнять;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Регулятивные:

-проговаривать последовательность действий на уроке.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический

Формы организации: коллективная, индивидуальная

Оборудование: учебная презентация, репродукции картин различных жанров, литературное и музыкальное сопровождение, раздаточный материал, ножницы, клей, различные материалы для работы, цветная бумага, вырезки из каталогов и журналов, работы для демонстрационного образца.

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Присаживайтесь.

Проверьте все ли у вас готово к уроку.

2.Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Назовите жанры ИЗО

(портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).

Посмотрите на репродукции картин художников на доске

Определите жанр произведения.

(пейзаж, портрет, натюрморт).

Сегодня мы будем работать в одном из жанров ИЗО.В каком и тему урока вы узнаете, отгадав стих-загадку.

Итак, внимание на экран.

3. Сообщение темы, целей и задач урока.

(на экране одна за другой появляются картины с изображением натюрмортов, звучит спокойная музыка)- слайд №1

Прослушайте стихотворение-загадку и закончите ее:

2 сл. Если видишь на картине чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,

3сл. Стоит множество посуды, и стеклянной, и другой,

Может, чашка или блюдце с золочёною каймой,

4 сл. А ещё и так бывает: нарисована там дичь,

В завершение положим спелых персиков и слив,

5 сл.А ещё на той картине нарисован, может торт,

И поэтому картину назовём мы …?  (натюрморт)

На экране слово натюрморт

Ребята, что же изображается на натюрмортах?

(фрукты, овощи, цветы, посуда и.т. д.) Могут быть предметы живой природы-рыба на столе, цветы в букете, животные, птицы.,

Как это можно назвать?

НАТЮРМОРТ.

Правильно.

И так тема нашего урока: «Мир вещей– натюрморт.»

Сегодня я предлагаю работать по следующему плану. Зачитаем его и

определим цели и задачи нашего урока. (Зачитывают в слух)

План урока

1.Натюрморт.Что мы знаем о натюрморте?

2.Составление натюрморта.

3.Выставка работ

Цели и задачи:

Сегодня на уроке вы продолжите знакомиться с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом. Вам предстоит самим составить натюрморты.

4.Изучение нового материала

И так перейдем к 1 пункту нашего плана.

Пополним багаж ваших знаний. В ходе просмотра презентации вы будете заполнять карточки новых знаний карандашом. Они перед вами на столах. Будьте внимательными и наблюдательными. И так из истории натюрморта.

Сообщения учеников.

Сл. «Натюрморт» —  это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению предметов обихода, снеди (овощей, мяса и т.д.) цветов и прочего, т.е. изображение вещей, происходит от французского nature morte, что буквально обозначает – «мертвая природа»

Сл. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны.

Сл. Вещи в натюрморте сгруппированы в единое целое, в соответствии со смысловой и художественной задачей.

Сл. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях.

Слайд презентации. И так, изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве – натюрморт

Сообщения учеников.

Сл. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта. Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу — т.е. еду

Художники иногда даже платили картинами за квартиру, за одежду, за пищу.

С особой любовью писали голландцы натюрморты. Они предпочитали серые тона, особенно для фона, но зато – золотой лимон, сочные персики с бархатистым пушком, серебристая селёдка!

Сл. Голландские художники очень умело пользовались светотенью и тончайшими переходами цвета, и потому так необыкновенно выпуклы стеклянные бокалы, в которых проблёскивают налитые напитки. Как искусно передана форма предметов и материал, из которого они сделаны.

Художники сумели раскрыть нам их красоту и поэтичность.

Эти натюрморты были небольшими по размерам, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы». Они-то и являются родоначальниками натюрморта.

Сообщения учеников.

Сл. Натюрморт развивался и в других странах в 18 веке — Испании, Франции, России. 

Сл. В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.

Вид натюрморта- рассказ о человеке.

Сл. На картине Жана Батиста Шардена «Атрибуты искусства» изображен стол художника, на котором разбросаны вещи — атрибуты искусства. Предметы различны по цвету, фактуре, форме. В центре — статуэтка бога Меркурия — символ скульптуры. Искусство живописи представлено палитрой и ящиком для красок, архитектура — свитками чертежей и готовальней. Орденский крест, монеты и медали — это награды, которых художник удостоился в результате своего творчества. Все предметы принадлежали ему. Книги, намекают, что художник должен быть образованным человеком. Картина дает впечатление, что хозяин этих вещей работал за этим столом, но вышел и скоро вернется. Эта картина-рассказ о художнике.

Сл. Сообщения учеников.

Большое значение составления натюрмортов уделяют и художники нашей страны. Жанр натюрморта наибольшего расцвета достиг в 19 веке. Особое место занимает вид натюрморта — рассказ о красоте вещей.

Сл. Перед нами картина Ивана Хруцкого "Цветы и плоды"

В центре — ваза с цветами. Шикарный букет красивых и очень милых полевых цветов: мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька. Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план. На заднем же фоне виднеется графин с водой. Художник показал богатство и щедрость родной земли. Общее впечатление от картины радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.

Сл. Очень любил писать натюрморты русский художник Илья Иванович Машков. Одна из его картин «Снедь московская» была написана в 20-е годы, немного похожие на наши времена. Тогда в московских магазинах можно было купить разную снедь, изготовленную по ещё дедовским рецептам. Этот натюрморт – настоящий гимн искусству пекаря, его золотым рукам. Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине булки, калачи, плюшки, баранки как будто только что из печи – румяные, аппетитные. Художник любуется их разнообразными формами (и круглые, и овальные, и квадратные, и витые), их окраской. Глядя на картину ощущаешь аромат выпечки. Так немые вещи могут рассказать много об истории, о людях, их вкусах, обычаях.

Какие чувства у вас вызвали просмотренные произведения? (Восторг, восхищение)

5.Первичное закрепление знаний.

Вопросы усвоение и закрепление новых знаний

1.Что называют «натюрмортом»?

2.В какой стране и когда впервые появился натюрморт? (Голландия в 17 веке)

3. Какие виды натюрморта выделяют в искусстве?

(1-Вещи рассказывают о себе,2-Вещи рассказывают о человеке.)

3.С произведениями каких художников вы познакомились?

Жан Батист Шарден "Атрибуты искусства»,

Илья Иванович Машков «Снедь московская», И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды»

Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: В картине очень важно, где и как расположены предметы, важны и краски (цвет), которые подобрал художник для того, чтобы выразить своё отношение к изображаемому. Предметы подобраны по смыслу и составляют единое целое.

6.Обьяснение задания.

И так мы переходим ко 2 пункту нашего плана. Составление натюрморта.

Сегодня вы выступите в роли художников. В классе организованны художественны мастерских, в каждой ответственный. Представьтесь. Вы можете обращаться к ним за советом. Затем вы представите работы, МЫ ОРГАНИЗУЕМ ВЫСТАВКУ РАБОТ.

Вы будете работать в технике коллаж . Что такое коллаж? (Работа различными материалами)

Что необходимо знать для составления натюрморта?

(Правила составления натюрморта ,последовательность работы)

Работа в группах

1-2группа-Назовите основные Правила натюрморта

1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.

2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.

3. Предметы должны сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.

4. В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.

3-4группа-последовательность работы над натюрмортом (коллаж)

1.Определи тему работы.

2.Выбери предметы по смыслу, размерам.

3.Выбери фон и расположение листа.

4.Расположи предметы в группе, выдели центр.

5.Проверь и уточни.

6.Прикрепи на фон.

2 задание-из заготовок составить натюрморт на тему. Объяснить выполнение работы.

1гр- "Игрушки"

2гр-"Музыка"

3гр- "Овощи"

4 гр- "Фрукты"

7.Практическая работа.

Группы работают с коллажем. (составляют натюрморт самостоятельно коллаж). (Памятка прилагается)

Работа «Составляем натюрморт». По темам

1 группа-«Дары природы»

2 группа-«Красота и уход»

3 группа-«Детство»

4 группа-«На кухне»

Работа выполняется 15 минут.

Некоторые методы работы: Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.

Подумайте, какие предметы будете изображать? (…). Как будете располагать лист?

Приступим к выполнению натюрморта

Физкультминутка перед практической работой.

Зарядка для глаз".

· сесть удобно;

· посмотреть вверх, вниз, вправо, влево — 5 кругов;

· вращение глазами по часовой стрелке и против — 5 кругов;

· посмотрите на кончик носа;

· опустите руки вниз, сожмите кулачки сильно, разожмите — 2 раза, а теперь быстро;

· отдохнули и за дело!

8.Рефлексия. Итог урока.

Выставка работ и их оценка.

— обобщение материала

Ответы на вопросы:

—   Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?  (Над натюрмортом)

— Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы

 Выставка работ учащихся. Выставление оценок. 

Работы учащихся оценивались по следующим критериям:

— соблюдение правил составления натюрморта;

— соблюдение пропорций и соотношений величины предметов;

— правильно выбранный формат листа, компоновка;

— аккуратность выполнения работы;

 Заключительное слово. 

Учитель: Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения.

Домашнее задание. Составить Натюрморт «Мой мир»

Учебник страница 67-71

Приложение

Определите правила составления натюрморта.

Выберите правильный вариант ответа

1.а) Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.

б) Композиция натюрморта должна состоять из любых предметов.

2.а) В состав натюрморта должны входить предметы, однообразные по форме, величине, фактуре и цвету.

б) В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.

3.а) Предметы должны сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.

б)Предметы не должны сочетаться друг с другом, не соприкасаться, загораживать друг друга.

4.а) В натюрморте не должно быть композиционного центра.

б) В натюрморте должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.

Карточка новых знаний

1.Что называют «натюрмортом»? ————————————————————-

————————————————————————————————

2. Когда, в какой стране впервые появился натюрморт? ———————————————————————————————————————————————

3. Какие виды натюрморта выделяют в искусстве? ———————————————————————————————————————

4.С произведениями каких художников вы познакомились? ————————————————————————————————————————————-

План урока

1.Натюрморт.

Что мы знаем о натюрморте?

2.Составление натюрморта.

3.Выставка работ

Цели и задачи урока

-Познакомиться с жанром "Натюрморт"

-Научиться составлять натюрморт.

Домашнее задание:

Учебник страница67-71,

составление натюрморта "Мой мир"

Тема урока

Мир вещей-натюрморт

Критерии оценки работ

— соблюдение правил составления натюрморта;

— соблюдение пропорций и соотношений величины предметов;

— правильно выбранный формат листа, компоновка;

— аккуратность выполнения работы;

Голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков", "десертов" и "рыбы" Абрахам ван Бейерен, Виллем-Клас Хеда —

«Завтрак с крабом», "Цветы и фрукты" -Ян Девис де Хем. Художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернётся.

Обобщение:

Сегодня на уроке вы познакомились с одним из жанров ИЗО, с каким?

1. Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно составлять по правилам, чтобы его составить необходимо в него погрузиться.).

2. Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства – натюрморт? (Красота натюрморта воспитывает эстетический вкус, ….)

3. Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).

А сейчас я вам предлагаю посмотреть на следующую иллюстрацию. (Книга загадок). Скажите, пожалуйста, а является ли данная картинка натюрмортом? А почему нет?

Питер Клас ван Харлем

«Завтрак с ветчиной»

Виллем Клас Хеда

«Натюрморт с фруктами»

Ж. Б. Шарден

"Атрибуты искусства»

И. И. Машков

«Снедь московская»

И. Т. Хруцкий

«Цветы и плоды»

М.С.Сарьян

«Цветы Еревана»

П.П.Кончаловский «Глухари»

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба