МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
План-конспект
урока изобразительного искусства
в 6 классе
«Мир вещей — натюрморт»
Учитель ИЗО: Ершова Л.Н.
План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе
«Мир вещей — натюрморт»
Цель:
— расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения
Задачи:
— учить составлять натюрморты;
— развивать навыки работы в технике коллаж и аппликация;
— воспитывать эстетическую восприимчивость.
Планируемые результаты:
Личностные:
— развивать этические чувства и эстетические потребности, эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира природы и произведений искусства,
— развивать способности к саморазвитию и самовыражению;
— понимать взаимосвязь предметов с тем окружением, в котором он находится.
Метапредметные:
Познавательные:
— развивать представления о пространстве как о среде (всё существует, живёт и развивается в определённой среде), о связи каждого предмета с тем окружением, в котором он находится;
— формировать понятие о природном пространстве и среде.
Коммуникативные:
-учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу;
в) понимать общую задачу работы и точно ее выполнять;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные:
-проговаривать последовательность действий на уроке.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический
Формы организации: коллективная, индивидуальная
Оборудование: учебная презентация, репродукции картин различных жанров, литературное и музыкальное сопровождение, раздаточный материал, ножницы, клей, различные материалы для работы, цветная бумага, вырезки из каталогов и журналов, работы для демонстрационного образца.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Присаживайтесь.
Проверьте все ли у вас готово к уроку.
2.Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Назовите жанры ИЗО
(портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).
Посмотрите на репродукции картин художников на доске
Определите жанр произведения.
(пейзаж, портрет, натюрморт).
Сегодня мы будем работать в одном из жанров ИЗО.В каком и тему урока вы узнаете, отгадав стих-загадку.
Итак, внимание на экран.
3. Сообщение темы, целей и задач урока.
(на экране одна за другой появляются картины с изображением натюрмортов, звучит спокойная музыка)- слайд №1
Прослушайте стихотворение-загадку и закончите ее:
2 сл. Если видишь на картине чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,
3сл. Стоит множество посуды, и стеклянной, и другой,
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой,
4 сл. А ещё и так бывает: нарисована там дичь,
В завершение положим спелых персиков и слив,
5 сл.А ещё на той картине нарисован, может торт,
И поэтому картину назовём мы …? (натюрморт)
На экране слово натюрморт
Ребята, что же изображается на натюрмортах?
(фрукты, овощи, цветы, посуда и.т. д.) Могут быть предметы живой природы-рыба на столе, цветы в букете, животные, птицы.,
Как это можно назвать?
НАТЮРМОРТ.
Правильно.
И так тема нашего урока: «Мир вещей– натюрморт.»
Сегодня я предлагаю работать по следующему плану. Зачитаем его и
определим цели и задачи нашего урока. (Зачитывают в слух)
План урока
1.Натюрморт.Что мы знаем о натюрморте?
2.Составление натюрморта.
3.Выставка работ
Цели и задачи:
Сегодня на уроке вы продолжите знакомиться с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом. Вам предстоит самим составить натюрморты.
4.Изучение нового материала
И так перейдем к 1 пункту нашего плана.
Пополним багаж ваших знаний. В ходе просмотра презентации вы будете заполнять карточки новых знаний карандашом. Они перед вами на столах. Будьте внимательными и наблюдательными. И так из истории натюрморта.
Сообщения учеников.
Сл. «Натюрморт» — это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению предметов обихода, снеди (овощей, мяса и т.д.) цветов и прочего, т.е. изображение вещей, происходит от французского nature morte, что буквально обозначает – «мертвая природа»
Сл. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны.
Сл. Вещи в натюрморте сгруппированы в единое целое, в соответствии со смысловой и художественной задачей.
Сл. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях.
Слайд презентации. И так, изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве – натюрморт
Сообщения учеников.
Сл. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта. Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу — т.е. еду
Художники иногда даже платили картинами за квартиру, за одежду, за пищу.
С особой любовью писали голландцы натюрморты. Они предпочитали серые тона, особенно для фона, но зато – золотой лимон, сочные персики с бархатистым пушком, серебристая селёдка!
Сл. Голландские художники очень умело пользовались светотенью и тончайшими переходами цвета, и потому так необыкновенно выпуклы стеклянные бокалы, в которых проблёскивают налитые напитки. Как искусно передана форма предметов и материал, из которого они сделаны.
Художники сумели раскрыть нам их красоту и поэтичность.
Эти натюрморты были небольшими по размерам, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы». Они-то и являются родоначальниками натюрморта.
Сообщения учеников.
Сл. Натюрморт развивался и в других странах в 18 веке — Испании, Франции, России.
Сл. В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.
Вид натюрморта- рассказ о человеке.
Сл. На картине Жана Батиста Шардена «Атрибуты искусства» изображен стол художника, на котором разбросаны вещи — атрибуты искусства. Предметы различны по цвету, фактуре, форме. В центре — статуэтка бога Меркурия — символ скульптуры. Искусство живописи представлено палитрой и ящиком для красок, архитектура — свитками чертежей и готовальней. Орденский крест, монеты и медали — это награды, которых художник удостоился в результате своего творчества. Все предметы принадлежали ему. Книги, намекают, что художник должен быть образованным человеком. Картина дает впечатление, что хозяин этих вещей работал за этим столом, но вышел и скоро вернется. Эта картина-рассказ о художнике.
Сл. Сообщения учеников.
Большое значение составления натюрмортов уделяют и художники нашей страны. Жанр натюрморта наибольшего расцвета достиг в 19 веке. Особое место занимает вид натюрморта — рассказ о красоте вещей.
Сл. Перед нами картина Ивана Хруцкого "Цветы и плоды"
В центре — ваза с цветами. Шикарный букет красивых и очень милых полевых цветов: мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька. Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план. На заднем же фоне виднеется графин с водой. Художник показал богатство и щедрость родной земли. Общее впечатление от картины радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.
Сл. Очень любил писать натюрморты русский художник Илья Иванович Машков. Одна из его картин «Снедь московская» была написана в 20-е годы, немного похожие на наши времена. Тогда в московских магазинах можно было купить разную снедь, изготовленную по ещё дедовским рецептам. Этот натюрморт – настоящий гимн искусству пекаря, его золотым рукам. Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине булки, калачи, плюшки, баранки как будто только что из печи – румяные, аппетитные. Художник любуется их разнообразными формами (и круглые, и овальные, и квадратные, и витые), их окраской. Глядя на картину ощущаешь аромат выпечки. Так немые вещи могут рассказать много об истории, о людях, их вкусах, обычаях.
Какие чувства у вас вызвали просмотренные произведения? (Восторг, восхищение)
5.Первичное закрепление знаний.
Вопросы усвоение и закрепление новых знаний
1.Что называют «натюрмортом»?
2.В какой стране и когда впервые появился натюрморт? (Голландия в 17 веке)
3. Какие виды натюрморта выделяют в искусстве?
(1-Вещи рассказывают о себе,2-Вещи рассказывают о человеке.)
3.С произведениями каких художников вы познакомились?
Жан Батист Шарден "Атрибуты искусства»,
Илья Иванович Машков «Снедь московская», И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды»
Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: В картине очень важно, где и как расположены предметы, важны и краски (цвет), которые подобрал художник для того, чтобы выразить своё отношение к изображаемому. Предметы подобраны по смыслу и составляют единое целое.
6.Обьяснение задания.
И так мы переходим ко 2 пункту нашего плана. Составление натюрморта.
Сегодня вы выступите в роли художников. В классе организованны художественны мастерских, в каждой ответственный. Представьтесь. Вы можете обращаться к ним за советом. Затем вы представите работы, МЫ ОРГАНИЗУЕМ ВЫСТАВКУ РАБОТ.
Вы будете работать в технике коллаж . Что такое коллаж? (Работа различными материалами)
Что необходимо знать для составления натюрморта?
(Правила составления натюрморта ,последовательность работы)
Работа в группах
1-2группа-Назовите основные Правила натюрморта
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
3. Предметы должны сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.
4. В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.
3-4группа-последовательность работы над натюрмортом (коллаж)
1.Определи тему работы.
2.Выбери предметы по смыслу, размерам.
3.Выбери фон и расположение листа.
4.Расположи предметы в группе, выдели центр.
5.Проверь и уточни.
6.Прикрепи на фон.
2 задание-из заготовок составить натюрморт на тему. Объяснить выполнение работы.
1гр- "Игрушки"
2гр-"Музыка"
3гр- "Овощи"
4 гр- "Фрукты"
7.Практическая работа.
Группы работают с коллажем. (составляют натюрморт самостоятельно коллаж). (Памятка прилагается)
Работа «Составляем натюрморт». По темам
1 группа-«Дары природы»
2 группа-«Красота и уход»
3 группа-«Детство»
4 группа-«На кухне»
Работа выполняется 15 минут.
Некоторые методы работы: Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.
Подумайте, какие предметы будете изображать? (…). Как будете располагать лист?
Приступим к выполнению натюрморта
Физкультминутка перед практической работой.
Зарядка для глаз".
· сесть удобно;
· посмотреть вверх, вниз, вправо, влево — 5 кругов;
· вращение глазами по часовой стрелке и против — 5 кругов;
· посмотрите на кончик носа;
· опустите руки вниз, сожмите кулачки сильно, разожмите — 2 раза, а теперь быстро;
· отдохнули и за дело!
8.Рефлексия. Итог урока.
Выставка работ и их оценка.
— обобщение материала
Ответы на вопросы:
— Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (Над натюрмортом)
— Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы
Выставка работ учащихся. Выставление оценок.
Работы учащихся оценивались по следующим критериям:
— соблюдение правил составления натюрморта;
— соблюдение пропорций и соотношений величины предметов;
— правильно выбранный формат листа, компоновка;
— аккуратность выполнения работы;
Заключительное слово.
Учитель: Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения.
Домашнее задание. Составить Натюрморт «Мой мир»
Учебник страница 67-71
Приложение
Определите правила составления натюрморта.
Выберите правильный вариант ответа
1.а) Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
б) Композиция натюрморта должна состоять из любых предметов.
2.а) В состав натюрморта должны входить предметы, однообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
б) В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
3.а) Предметы должны сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.
б)Предметы не должны сочетаться друг с другом, не соприкасаться, загораживать друг друга.
4.а) В натюрморте не должно быть композиционного центра.
б) В натюрморте должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.
Карточка новых знаний
1.Что называют «натюрмортом»? ————————————————————-
————————————————————————————————
2. Когда, в какой стране впервые появился натюрморт? ———————————————————————————————————————————————
3. Какие виды натюрморта выделяют в искусстве? ———————————————————————————————————————
4.С произведениями каких художников вы познакомились? ————————————————————————————————————————————-
План урока
1.Натюрморт.
Что мы знаем о натюрморте?
2.Составление натюрморта.
3.Выставка работ
Цели и задачи урока
-Познакомиться с жанром "Натюрморт"
-Научиться составлять натюрморт.
Домашнее задание:
Учебник страница67-71,
составление натюрморта "Мой мир"
Тема урока
Мир вещей-натюрморт
Критерии оценки работ
— соблюдение правил составления натюрморта;
— соблюдение пропорций и соотношений величины предметов;
— правильно выбранный формат листа, компоновка;
— аккуратность выполнения работы;
Голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков", "десертов" и "рыбы" Абрахам ван Бейерен, Виллем-Клас Хеда —
«Завтрак с крабом», "Цветы и фрукты" -Ян Девис де Хем. Художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернётся.
Обобщение:
Сегодня на уроке вы познакомились с одним из жанров ИЗО, с каким?
1. Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно составлять по правилам, чтобы его составить необходимо в него погрузиться.).
2. Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства – натюрморт? (Красота натюрморта воспитывает эстетический вкус, ….)
3. Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).
А сейчас я вам предлагаю посмотреть на следующую иллюстрацию. (Книга загадок). Скажите, пожалуйста, а является ли данная картинка натюрмортом? А почему нет?
Питер Клас ван Харлем
«Завтрак с ветчиной»
Виллем Клас Хеда
«Натюрморт с фруктами»
Ж. Б. Шарден
"Атрибуты искусства»
И. И. Машков
«Снедь московская»
И. Т. Хруцкий
«Цветы и плоды»
М.С.Сарьян
«Цветы Еревана»
П.П.Кончаловский «Глухари»