Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 с. Троицкое»

Учитель – логопед: Сычёва Стелла Ауреловна

Консультация для родителей

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения

Речь ребенка формируется в общении с окружающими взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем быстрее происходит его всестороннее развитие. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов.

Произносительная сторона речи. Большое значение в воспитании навыков правильного звукопроизношения имеет правильная, четкая речь окружающих ребенка взрослых. Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. Правильная, четкая, грамотная речь взрослых способствует развитию правильного звукопроизношения у ребенка.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук, координации движений. Пальчиковая гимнастика проводится с речевым сопровождением, в определенной системе, которая предусматривает на каждом этапе работы освоение все более сложных движений ручной моторики, способствует становлению соответствующих речевых навыков. Самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики – это согласование ритма движений со стихотворным ритмом.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата.

Артикуляционные упражнения направлены на подготовку речевого аппарата ребенка к правильному, четкому произношению тех или иных звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики не следует подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положение органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Для каждого вида речевых звуков предусмотрены специальные артикуляционные упражнения. В речи звуки произносятся не изолировано, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Дыхательная гимнастика направлена на выработку правильной воздушной струи (правильно направленной, длительной и интенсивной), формирование речевого дыхания.

Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Фонематическое восприятие звуков –это способность воспринимать и различать звуки речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков. Для развития фонематического восприятия необходимо:

— учить ребенка различать тембр, высоту, силу звуков;

— развивать навыки определения источников и направления звуков;

— развивать навыки дифференциации звуков, слогов (определение заданного звука или слога в потоке звуков или слогов и т.д.);

— развивать навыки дифференциации слогов (па-ба, та-да и т.д.);

— развивать навыки различения слов, близких по своему звуковому составу (усы-уши, каска-кашка и т.д.);

Работа над освоением звука у ребенка делиться на следующие этапы:

— освоение изолированного звука (С-С-С, Ш-Ш-Ш и т.д.)

— автоматизация звука в слогах (открытых – СА, закрытых – АС, со стечением согласных – СТА, АСТ и т.д.)

— автоматизация звука в словах (собака, мост, скамейка и т.д.)

— автоматизация звука в словосочетаниях (высокая сосна и т.д.)

— автоматизация звука в предложениях (У сони в сумке косынка и т.д.)

— автоматизация звука в тексте, пересказ услышанной сказки и т.д.

— дифференциация звука в потоке звуков, слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

«Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.

«Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка — … , угол — … , лошадь — … , лужа — … (для звука «Л»); шар — … , кошка — … , шкаф — … , шарф — … , ухо — … , карандаш — … , шуба — … , мешок — … и др. (для звука «Ш»).

«Назови ласково». Для звука «Р»: рука — … , сестра — … , брат — … , игрушка — … , курица — … , рябина — … . берёза — … ; для звука «Щ» — щенок — … , щётка — … , вещь — … , плащ — … , угощенье — … и др.

Аналогично предыдущим проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука: роза – розы, друг — … , сестра — … , ковёр — … , муравей — … , рот — … , метро — … , кенгуру — … (звук «Р»). Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать много предметов, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много … , карандаш – много … , грузовик – много …(звук «Р»). В этих играх детям необходим образец.

«Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан).

На этапе автоматизации звука в словосочетаниях взрослым необходимо контролировать произношение звука в повседневной речи ребенка, там самым развивая у него навык самоконтроля.

Необходимо отметить, что взрослым следует внимательно относится к нарушениям звукопроизношения у ребенка (возрастным особенностям и периоду появления тех или иных звуков в речи ребенка) и, в случае необходимости, обращаться к специалистам для получения коррекционной помощи.

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба