Педагогические средства включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока.

Педагогические средства включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока.

Памятка для учителя

По материалам сборника ККИПКППРО «Инклюзивное образование младших школьников»

Основная цель педагога — обустройство среды учения и социализации, обеспечение такой компетентности как самостоятельность в учении, т. е. формирование у ребёнка учебно-познавательных мотивов и учебных действий.

Этапы формирования учебной деятельности.

Компоненты учебного действия (по П.Я. Гальперину)

  • Ориентировочные действия — целеполагание.

Формирование интереса к выполнению действий, потребность в освоении способа действия, целеполагание.

Методики:

Создание ситуации успеха;

Использование сказочных сюжетов;

Создание игровых ситуаций.

  • Исполнительские действия — выполнение выделенных операций в конкретных условиях.

Осуществление поиска и моделирования нового способа действий, применение его, контроль правильности выполнения.

Методика формирования умений и навыков: выполнение действия в предметном, словесном, умственном плане.

УЗНы, а не ЗУНы.!!!

Сначала формируется умение, затем при осмыслении действия оно превращается в знание, и только потом можно вести речь о навыке.

Организация обсуждения выполненных действий и обоснования их правильности.

  • Контрольно-корректировочные действия.

Методики:

Методика работы над ошибками:

  1. Выяснение того, какие ошибки можно допустить и каков характер этих ошибок.

  2. Знаковая фиксация ошибок.

  3. Упорядочивание ошибок.

  4. Составление контролирующей карточки. Главное: сначала учимся действовать, а потом составляем карточку.

Организация детского целеполагания.

Для младшего школьника цель может быть: практическая, учебно-познавательная, учебная.

Действие целеполагания представлено цепочкой:

  • столкновение с невозможностью выполнить практическое действие;

  • осознание причины неуспешного действия — собственного дефицита;

  • определение направления движения и конкретных шагов.

Приёмы организации целеполагания:

  1. Показ детям возможного движения в материале от незнания к знанию с помощью схематизации осваиваемого содержания.

  2. Использование содержательной оценки как способа выдвижения цели.

  3. Создание учебной ситуации.

  4. Использование детьми карты знаний и умений по теме учебного предмета.

Организация деятельности наблюдения.

Признаки сформированности детской деятельности наблюдения:

  • Осознанность;

  • Планомерное описание;

  • Удержание задачи наблюдения;

  • Восприимчивость к помощи педагога.

Организация моделирования.

Модель отражает существенные признаки изучаемого предмета и программу действий с ним.

При моделировании ученик выполняет следующие действия:

  1. Строит модель.

  2. Читает модель.

  3. Преобразует модель.

Формирование детского действия контроля и оценки.

Безотметочное оценивание строится на следующих принципах:

  1. Ориентация на личные достижения каждого ребёнка.

  2. Предельная дифференцированность содержательной оценки.

  3. Выработка шкал оценивания детьми совместно с учителем.

  4. Самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя.

  5. Содержательное оценивание производится на основе действия контроля.

  6. Предоставление школьникам права на самостоятельный выбор сложности и объёма заданий.

  7. Использование особых форм оценки творчества и инициативы школьников.

Приёмы формирования детского действия контроля и оценки:

  • Создание психологически комфортных условий, формирование доверия, общей самооценки школьника;

  • Создание ситуаций недоопределённости. Развивать умение знать о своём знании и незнании.

  • Введение схеметических средств контроля и оценки.

  • Представление разделов и тем учебного предмета в виде набора умений, которые необходимо усвоить.

  • Постоянное использование средств фиксации продвижения ребёнка в предмете.

  • Организация самостоятельной диагностико-коррекционной работы школьников на уроке (работы над ошибками)

  • Проведение специальных видов работ для выращивания у ребят способности самостоятельного оценивания

  • Использование прогностической и процессуальной оценки.

Организация учебного сотрудничества.

Техники:

  • Конструирование специальных учебных заданий;

  • Организация детской коммуникации;

  • Организация работы детей в малых группах.

Механизм организации учебного сотрудничества:

  1. Конструирование специальных учебных заданий, в содержании которых заключена возможность вариантов позиций при решении задачи.

  2. Предоставление детям возможности самостоятельного выполнения заданий индивидуально или в группах.

  3. Набор вариантов решения проблемы, полученных в ходе самостоятельного решения в группах и индивидуально и поляризация их.

  4. Обеспечение аргументации детьми полученных ими вариантов решения, понимания и фиксации высказанных суждений.

  5. Координация, коррекция вариантов через выражения отношения к ним.

  6. Свободный выбор детьми собственного решения.

В учебном задании должна быть заключена возможность пересечения плоскостей личного опыта учащихся, благодаря чему возникает противоречие позиций и потребность в координации различных точек зрения.

3

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба