Постановка звука «З». Буква «Зз».

Технологическая карта логопедического занятия.

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Клубова Екатерина Валерьяновна

Группа (класс,логопедическое заключение)

1 класс, фронтальное (групповое) занятие.

Логопедическое заключение: СНР средней степени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Тема занятия

Постановка звука [З]. Буква З.

Тип занятия

«Открытие» нового знания.

Используемые технологии

  1. Технология на основе системно-деятельностного подхода.

  2. Здоровье сберегающие технологии.

  3. Информационно-коммуникативные технологии.

  4. Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия

Формирование у школьников с умеренной умственной отсталостью умений, необходимых для правильного произношения звука [З]. Развитие фонематического слуха.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

— дифференцирует понятия «звук», «буква»;

— знает артикуляционную позу звука [з];

— обозначает на письме изучаемый звук.

— проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

-понимает причины успеха в учебной деятельности,

-понимает установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Базовые

учебные действия (БУД)

Познавательные БУД:

Регулятивные БУД:

Коммуникативные БУД:

— развивать умение находить необходимую информацию;

— развивать умения представлять информацию и извлекать ее из схем, таблиц;

— на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам.

— развивать умение высказывать свое предположение;

-учить принимать и сохранять учебную задачу.

— развивать умение слушать и понимать других;

— учить работать в паре.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: компьютер, монитор.

Базовые презентации: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика».

Оборудование

Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, демонстрационные картинки с различным изображением буквы, предметные картинки на звук [з] и герой занятия.

Методическая структура логопедического занятия.

Этап

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I. Этап

Мотивации

Цели и способ их реализации:

— создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

— формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

5 минут

Показ образца выполнения упражнения, ИКТ

Фронтальная

Учимся и оздоравливаемся.

Выполняют

-дыхательную гимнастику: 5 упр-й (см.комплекс)

— артикуляционную гимнастику: 8 упр-й (см.комплекс)

II. Этап Актуализа-ции знаний

Цели и способ их реализации:

актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение

— закреплять полученные знания об артикуляции звука [з].

3 мин

Практические

Фронтальная

1. Показ правильной артикуляции звука [з]:

— При произнесении звука [з] губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок», голосок работает.

— Поставили правильно ротик и позвенели [з]-так звенит комарик.

1. Артикулируют, глядя на себя в зеркало, повторяя за логопедом.

2. Затем произносят звук [з] длительно.

III. Этап Выявления места и причины затрудне-ний

Цели и способ их реализации:

— осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей,

— фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения,

— постановка звука [з], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно. Развитие фонематического слуха.

6 мин

Практические:

устные,

аналитико-синтетические

Фронтальная

1. Пальчиковая гимнастика: «Замок»,

— большой палец поочерёдно касается подушечкой с остальными при этом проговаривает слоги согласно таблице гласн. букв: за-зо-зу-зы-зэ.

2. Поиграем в маленьких комариков. Позвеним, расправив крылья.

3. Работа в парах:

— Повернулись друг к другу и произнесли звук [з]. Обратите внимание на свою артикуляцию и артикуляцию соседа. Сравните.

4. « Поймай комара».

5. Логопед поощряет,указывает на ошибки и недочёты.

1. Выполняют упражнение, проговаривают слоги,

повторяют слогоряд.

2. Произносят длительный звук [з], разводят руки в стороны.

3. Произносят звук [з], сравнивают, обращают внимание на ошибки.

4.Хлопают, услышав звук [з] в ряду звуков.

IV. Этап Объяснения «добыва-ния» нового знания.

Цели и способ их реализации:

— учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);

-предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,

-определяют средства для построения НЗ (новых знаний)- (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи).

8 мин

Наглядно-демонстраци-онные: схемы, таблицы.

Практические: сопоставление- выбор правильных формулировок

— заполнение схемы звука.

ИКТ

Фронтальная

Охарактеризовать звук [З].

1. Ещё раз произнесём и попробуем определить какой этот звук?

2. Гласный или согласный?

3. Произнесём звук твёрдо.

— Кружочком какого цвета это обозначим?

4. Можно ли произнести его мягко? Произнеси.

5. Этот звук звонкий или глухой?

6. Почему?

7. Вспомним артикуляционную позу и определим какими упражнениями нарисуем схему звука.

8. Познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук на письме. (Показ демонстрационной картинки «буква». Рассматривание буквы на таблице прописных букв и на инд. пособии.)

9. Найдём эту букву в кассе.

10.Из скольких элементов состоит буква?

1. Дети произносят.

2. Согласный.

3. [З].

— Синего.

4. Да.

5. Звонкий.

6. При артикуляции его мы пользуемся голосом. Работают голосовые связки.

7. Губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок», голосок работает.

8. Написание буквы указательным пальцем в воздухе.

9. Дети находят букву.

10. Из двух.

V. Этап

Физминутка

Цели и способ их реализации:

— формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 мин

Показ образца выполнения упражнения.

ИКТ

Групповая

Выполняет физминутку вместе с обучающимися (логораспевка «Коза»)

Упр. «Рифмы»

(можно чистоговорки).

Координация слов с движениями:

Сочиняют и проговаривают фразы-рифмы.

VI. Этап Закрепле-ния, проговари-вания во внешней речи

Цели и способ их реализации:

— усвоение нового способа действия;

— выполнение в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) типовых заданий на новый способ действий;

— проговаривание выполнения вслух.

Развитие фонематического слуха.

5 мин

Наглядно-демонстра-ционные: предметные картинки.

Парная

Определение места звука в слове «Звуковая решётка»:

— Разложить предметные картинки на 3(три) строчки: з-; -з-; -з.

— На 3 столбика (6 слов).

Работают в парах сообща, раскладывают картинки по признаку звук [з] в начале слова, в середине, в конце.

VII. Этап Самостоя-тельная работа

Цели и способ их реализации:

— создание условий, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля

— способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

9 минут

Практические: письменные

Индивидуаль-ная

Работа в тетради.

— Напишите (напечатайте) эти слова в тетрадь в три столбика.

Пишут слова самостоятельно или с помощью логопеда.

VIII. Этап

Рефлексия

Цели и способ их реализации:

— формировать адекватное понимание причин успешности-неуспешности учебной деятельности;

— формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

2 мин

аналитико-

синтетические

Фронтально-индивидуаль-ная

— Сверьте свои записи на доске ( на оборотной стороне магнитной доски).

— Поставьте себе

значок отличия.

— Какие задания понравились?

-Какие вызвали затруднения?

Оценивают свои записи значками-символами:

Ответы детей.

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба