Технологическая карта логопедического занятия.
Ф.И.О. учителя-логопеда |
Клубова Екатерина Валерьяновна |
||
Группа (класс,логопедическое заключение) |
1 класс, фронтальное (групповое) занятие. Логопедическое заключение: СНР средней степени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
||
Тема занятия |
Постановка звука [З]. Буква З. |
||
Тип занятия |
«Открытие» нового знания. |
||
Используемые технологии |
Технология на основе системно-деятельностного подхода. Здоровье сберегающие технологии. Информационно-коммуникативные технологии. Технология поэтапного формирования умственных действий. |
||
Цель занятия |
Формирование у школьников с умеренной умственной отсталостью умений, необходимых для правильного произношения звука [З]. Развитие фонематического слуха. |
||
Планируемые результаты |
Предметные |
Личностные |
|
— дифференцирует понятия «звук», «буква»; — знает артикуляционную позу звука [з]; — обозначает на письме изучаемый звук. |
— проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, -понимает причины успеха в учебной деятельности, -понимает установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
||
Базовые учебные действия (БУД) |
Познавательные БУД: |
Регулятивные БУД: |
Коммуникативные БУД: |
— развивать умение находить необходимую информацию; — развивать умения представлять информацию и извлекать ее из схем, таблиц; — на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам. |
— развивать умение высказывать свое предположение; -учить принимать и сохранять учебную задачу.
|
— развивать умение слушать и понимать других; — учить работать в паре.
|
|
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение
|
Аппаратное обеспечение: компьютер, монитор. Базовые презентации: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика».
|
||
Оборудование |
Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, демонстрационные картинки с различным изображением буквы, предметные картинки на звук [з] и герой занятия. |
Методическая структура логопедического занятия.
Этап |
Длитель-ность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
||||||||
I. Этап Мотивации |
Цели и способ их реализации: — создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; — формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
||||||||||||
5 минут |
Показ образца выполнения упражнения, ИКТ |
Фронтальная |
Учимся и оздоравливаемся. |
Выполняют -дыхательную гимнастику: 5 упр-й (см.комплекс) — артикуляционную гимнастику: 8 упр-й (см.комплекс) |
|||||||||
II. Этап Актуализа-ции знаний |
Цели и способ их реализации: — актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение — закреплять полученные знания об артикуляции звука [з]. |
||||||||||||
3 мин |
Практические
|
Фронтальная |
1. Показ правильной артикуляции звука [з]: — При произнесении звука [з] губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок», голосок работает. — Поставили правильно ротик и позвенели [з]-так звенит комарик. |
1. Артикулируют, глядя на себя в зеркало, повторяя за логопедом.
2. Затем произносят звук [з] длительно. |
|||||||||
III. Этап Выявления места и причины затрудне-ний |
Цели и способ их реализации: — осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, — фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения, — постановка звука [з], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно. Развитие фонематического слуха. |
||||||||||||
6 мин |
Практические: устные, аналитико-синтетические |
Фронтальная |
1. Пальчиковая гимнастика: «Замок», — большой палец поочерёдно касается подушечкой с остальными при этом проговаривает слоги согласно таблице гласн. букв: за-зо-зу-зы-зэ. 2. Поиграем в маленьких комариков. Позвеним, расправив крылья. 3. Работа в парах: — Повернулись друг к другу и произнесли звук [з]. Обратите внимание на свою артикуляцию и артикуляцию соседа. Сравните. 4. « Поймай комара».
5. Логопед поощряет,указывает на ошибки и недочёты.
|
1. Выполняют упражнение, проговаривают слоги, повторяют слогоряд.
2. Произносят длительный звук [з], разводят руки в стороны.
3. Произносят звук [з], сравнивают, обращают внимание на ошибки.
4.Хлопают, услышав звук [з] в ряду звуков. |
|||||||||
IV. Этап Объяснения «добыва-ния» нового знания. |
Цели и способ их реализации: — учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться); -предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить, -определяют средства для построения НЗ (новых знаний)- (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи). |
||||||||||||
8 мин |
Наглядно-демонстраци-онные: схемы, таблицы. Практические: сопоставление- выбор правильных формулировок — заполнение схемы звука. ИКТ |
Фронтальная |
Охарактеризовать звук [З]. 1. Ещё раз произнесём и попробуем определить какой этот звук? 2. Гласный или согласный? 3. Произнесём звук твёрдо. — Кружочком какого цвета это обозначим? 4. Можно ли произнести его мягко? Произнеси. 5. Этот звук звонкий или глухой? 6. Почему?
7. Вспомним артикуляционную позу и определим какими упражнениями нарисуем схему звука. 8. Познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук на письме. (Показ демонстрационной картинки «буква». Рассматривание буквы на таблице прописных букв и на инд. пособии.) 9. Найдём эту букву в кассе. 10.Из скольких элементов состоит буква? |
1. Дети произносят.
2. Согласный. 3. [З]. — Синего.
4. Да.
5. Звонкий. 6. При артикуляции его мы пользуемся голосом. Работают голосовые связки. 7. Губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок», голосок работает. 8. Написание буквы указательным пальцем в воздухе.
9. Дети находят букву. 10. Из двух. |
|||||||||
V. Этап Физминутка |
Цели и способ их реализации: — формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
||||||||||||
2 мин
|
Показ образца выполнения упражнения. ИКТ |
Групповая
|
Выполняет физминутку вместе с обучающимися (логораспевка «Коза») Упр. «Рифмы» (можно чистоговорки). |
Координация слов с движениями:
Сочиняют и проговаривают фразы-рифмы. |
|||||||||
VI. Этап Закрепле-ния, проговари-вания во внешней речи |
Цели и способ их реализации: — усвоение нового способа действия; — выполнение в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) типовых заданий на новый способ действий; — проговаривание выполнения вслух. Развитие фонематического слуха. |
||||||||||||
5 мин |
Наглядно-демонстра-ционные: предметные картинки. |
Парная |
Определение места звука в слове «Звуковая решётка»: — Разложить предметные картинки на 3(три) строчки: з-; -з-; -з. — На 3 столбика (6 слов).
|
Работают в парах сообща, раскладывают картинки по признаку звук [з] в начале слова, в середине, в конце. |
|||||||||
VII. Этап Самостоя-тельная работа |
Цели и способ их реализации: — создание условий, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля — способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности |
||||||||||||
|
9 минут |
Практические: письменные
|
Индивидуаль-ная |
Работа в тетради. — Напишите (напечатайте) эти слова в тетрадь в три столбика. |
Пишут слова самостоятельно или с помощью логопеда. |
||||||||
VIII. Этап Рефлексия
|
Цели и способ их реализации: — формировать адекватное понимание причин успешности-неуспешности учебной деятельности; — формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
||||||||||||
2 мин |
аналитико- синтетические |
Фронтально-индивидуаль-ная |
— Сверьте свои записи на доске ( на оборотной стороне магнитной доски). — Поставьте себе значок отличия. — Какие задания понравились? -Какие вызвали затруднения? |
Оценивают свои записи значками-символами:
Ответы детей. |