Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад №64» компенсирующего вида
Рабочая тетрадь №2
(второй период)
Автор-составитель:
Шевякова Нина Васильевна,
учитель- логопед.
Новокузнецк, 2016
Солнечный лучик коснулся руки
Я попрошу его: «Ты не беги,
Ты посиди на ладошке моей,
Вместе нам будет с тобой веселей».
Введение.
Уважаемые учителя-логопеды, воспитатели и родители (законные представители)! Ваши дети готовится к самостоятельному общению среди окружающих его людей и дальнейшему обучению в школе. Бытует мнение, что не так важно, чтобы ребенок перед поступлением в первый класс умел осмысленно и бегло читать, как важно умение ребенка ориентироваться в звуках родного языка и языковой системе родной речи. Другими словами, ребенку необходимо научиться выделять из речевого потока предложение, делить его на слова, а слова на слоги и звуки. А звуки в свою очередь не должны смешиваться между собой и должны отчётливо восприниматься на слух. Важно также, чтобы ребенок умел пересказывать и составлять рассказы и сказки, имел достаточный словарный запас и грамматически правильно оформлял свое высказывание.
Вам хочется, чтобы малыши поскорее научились правильно произносить все нарушенные звуки, умело строить предложения, общался со взрослыми и сверстниками на равных правах. Запомнить все буквы, научится читать и рассказывать, самостоятельно сочинять и фантазировать. Владеть своими эмоциями и голосовыми навыками.
Тетрадь предназначена для детей дошкольного возраста имеющих речевые нарушения.
В этой тетради нет скучных правил, здесь подобрано в соответствии лексических тем — много игр, увлекательных заданий, веселых стихов, рисунков. А также подобран материал для развития мелкой моторики. Она создана, специально для тех, кто только делает первые шаги в обучении.
Уделите внимание вашим детям и занимайтесь по нашей рабочей тетради, и каждый ребенок непременно добьется успехов в обучении.
Тема «Зима»
Задание 1.
1. Назови времен года.
2. Какое время года сейчас?
3. Какие изменения произошли зимой в природе?
Задание 2. Отгадать загадку. (Выучить загадки и стихи по выбору.)
1.На дворе горой, а в избе водой. (Снег)……………………
2.Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)………………..
3.Что вниз головой растет? (Сосулька)……………………..
4.С неба падают зимой и кружатся над землей
Легкие пушинки, белые(снежинки)………………………
5.Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза-угольки, губы-сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)…………………………
Задание 3. Дидактическая игра: «Подбери признак»:
наступает (что?) — …………………….., валит …………………..,
свищет ………………………………………, бушует …………….,
кружится ………………,…………….. замерзает ………….
блестит ……………………………, лепят …………………………. .
Задание 4. «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — ……………………………………………………………….
Летом день длинный, а зимой — ……………………………………………………………..
Летом солнце яркое, а зимой — ……………………………………………………………….
Весной лед на реке тонкий, а зимой — ………………………………………
Снег мягкий, а лед — ……………………………………………………………………………..
Одни сосульки длинные, а другие — ……………………………………………………….
Задание 5. Подбери слова родственники.
Зима, зимний, зимовать, зимующий, зимовье.
Снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, снегоход, снежинка и тд.
Задание 6. (Подбор слов-определений к существительным.)
Зима (какая?) …………………………………………………………………………………..
Снег (какой?) ………………………………………………………………………
Снежинка (какая?) ……………………………………………………………
Ветер (какой?) ……………………………………………………………………
Мороз (какой?) …………………………………………………………………
Задание 7. Загадка – уму зарядка.
1.С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые … (Снежинки.)………………………………………………
2.На полях – снег, на реках – лед,
ветер свистит, кусает.
Когда это бывает? (Зимой.)………………………………………………………
Задание 8. Нарисуй ёлочки и снеговиков.
Задание. 9. Отгадай загадку, выложи отгадку:
Сложить из тонких бумажных полосок снежинку по образцу (меньшего размера).
«Что за звездочки такие на пальто и на платке:
Все сквозные, нарезные, а возьмешь – вода в руке».
(Снежинка.)………………………………
Тема «Зимующие птицы»
Задание 1. Рассмотри картинки. Запомни название птиц воробей, синица, сорока, дятел, ворона, голубь. Запомни обобщающее понятие «зимующие птицы».
Объясни, почему эти птицы остаются зимовать.
Расскажи о том, чем питаются зимующие птицы и как взрослые и дети помогают птицам пережить холодную зиму.
Покажи части тела птиц (туловище, голову, хвост, клюв, крылья и т.д.).
Задание2. Запомни названия птиц.
1.Хоть я не молоток — по дереву стучу:
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. …………………………
(дятел)
2.Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут ее … ……………………………………..
(сорока)
3.Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает…. …………………………………
(воробей)
4.Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки — ведь это ………………………………..
(снегири)
Задание3. Дидактическая игра: «Один — много»
(образование множественного числа существительных):
ворона — вороны, снегирь — ………………………………..,
галка — ……………………,…….. воробей — …………………………………………
Задание 4. Игра: «Скажи одним словом» Закончи предложения:
У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…………. (длиннохвостая).
У синицы грудка желтая, поэтому ее называют………….. (желтогрудая).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют…………. (чернокрылая).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют …………… (длинноклювый).
Задание 5. Д/И: «Назови ласково».
Назовите части тела птицы только ласково:
Хвост –……………………………………. хвостик
Крыло-……………………………………. крылышко
Голова –…………………………………… головка
Глаза – ……………………………………..глазки
Клюв-……………………………………… клювик и т.д.
Задание 6. Нарисуй снегиря, синицу и сову конструктивным способом. Считай клетки.
Тема: «Транспорт»
Задание 1. Отгадай загадку (устно)
1.Летит птица-небылица,
а внутри народ сидит,
меж собою говорит. (Самолет)
2.Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
3.Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит.
Подбегает к остановке, всех желающих берет —
И опять бежит вперед. (Автобус)
4.Бежит конь вороной,
много тащит за собой. (Паровоз)
5.Не летает, жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
Это дал завод ему: и огни — глядеть во тьму,
И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)
6.Спозаранку за окошком
стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
ходят красные дома. (Трамвай)
7.Паровоз без колес!
Вот так чудо паровоз.
Не с ума ли он сошел
— прямо по морю пошел. (Пароход)
(К. И. Чуковский)
Задание 2. Дидактическая игра: «Пересчет различных видов транспорта» (согласование числительных с существительными).
Порядковые числительные. Например,
1. первый автобус, второй автобус, третий автобус, четвертый автобус, пятый автобус;
2. первая машина, вторая машина, третья машина, четвертая машина, пятая машина.
Первый трамвай……………………………………………………………………
Первый пассажир…………………………………………………………………
Первый самолет……………………………………………………………………
Количественные числительные:
один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов;
одна машина, две машины …………………………………………………….. пять машин.
Один автомобиль,…………………………………………………………………
Задание 3.
1. Рассмотри картинки. Назови все виды транспорта и покажи по картинкам следующие части: колеса, фары, сиденье, весла, кузов… Закрепи в словаре обобщающее понятие «транспорт».
наземный, подземный, водный, воздушный.
Задание 4. Дидактическая игра: «Подбери признак»
Машина (какая?) — ……………………,………………………………….
автобус (какой?) — ………………………………………………….,
самолет (какой?) — ……………………………………………………………………
Задание 5. Подбери действия к предметам.
Поезд (что делает?) — …,…………………………………………………
самолет (что делает?) — …,………………………………………………..
пароход (что делает?) — ……………………………………………………………………
Задание 6. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (по картинкам).
Пароход, лодка, самолет, парусник………………………………………..
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро………………………………….
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар …………………………..
Задание 7. Дидактическая игра: «Один — много» (образование множественного и единственного числа имен существительных).
Самолет — самолеты, машина — ……………………………
самокат……………………. трамвай………………………….
автобус………………………… троллейбус … ………………………….
Задание 8. Дидактическая игра: «Кто, чем управляет?»
Самолетом — управляет летчик,
машиной — управляет … …………………………….
Поездом— управляет -,………………………………………
кораблем — управляет………………………………………………
Задание 9. Прочитай стихотворение.
Шофер
На нитке машину гулять поведу.
На нитке домой я ее приведу.
Почищу ей кузов, кабину, мотор —
Машину беречь должен каждый шофер.
Задание 10. Игра: « Слово одно, а значение разное»
Задание11. Игра: «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и слов-действий). Машины (какие бывают?) — легковые, грузовые, спортивные, военные, специальные…
Самолеты (какие бывают?) — ……………………………………………………………….
Поезда (какие бывают?) — …………………………………………………………………
Машина (что делает?) — едет, мчится, тормозит, останавливается….
Самолет (что делает?) ………………………………………………………………………….
Теплоход (что делает?) ………………………………………………………………………..
Задание12. «Назови одним словом». Закончи предложения.
Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) ……………………. (двухколесный).
Если у велосипеда три колеса, он (какой?)……………………
Если у машины четыре колеса, она (какая?)…………………..
Если у лодки четыре весла, она (какая?)………………………
Задание 13. Нарисуй машины, корабли.
Тема: «Новогодние праздники. Зимние забавы»
Задание 1.
— Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год?
Подобрать прилагательные к словосочетанию Новогодний праздник- шумный, веселый, красивый, звонкий, блестящий, вкусный, радостный
«В какие краски окрашен этот праздник?»
зеленая (что – елка)
красная (что – звезда)
желтая (что – игрушка)
серебристый (что – дождик)
Задание 2. Прочитай.
Новогодняя елка
На пушистых, мягких лапах К нам приходит елка в дом! Чуть смолистый терпкий запах С детства каждому знаком! Встанет скромно в уголке, Ждет с подарками ребят… Ярких лампочек цепочки И мигают, и блестят! |
Разноцветные игрушки И шуршащий серпантин, И конфеты, и хлопушки Мы развесим, как хотим! И стоим вокруг толпою, Скрыв волнение свое, Забывая, что такою Сами сделали ее! |
М. Тахистова
Задание 3. Чем украсим нашу елку?
Назови, как можно больше елочных украшений. /шарами, бусами, звездами, гирляндами, конфетами…/
Задание 4. Подбери слово. Дается существительное, к нему нужно подобрать родственные слова.
лыжи -лыжник-лыжница-лыжня
елка- елочка – елочный – елочная
снег – снеговик – снегурочка – снежный – снеговой…
Задание 5. Прочитай и перескажи рассказ.
Елка.
Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!
Задание 6. Нарисуй ёлочки – снеговики.
Задание 7. Нарисуй новогоднюю красавицу.
.
Тема: «Домашние птицы и их птенцы»
Задание 1. Покажи по картинкам и назови части тела домашних птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?
Задание 2. Прочитай. Отгадай загадки.
1.Квочет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)………………………………….
2.Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)……………………………
3.Явился в желтой шубке, прощайте,
Две скорлупки. (Цыпленок)……………………………………………
4.Красные лапки, щиплет
за пятки, беги без оглядки. (Гусь)……………………………………
Задание3. Прочитай. Нарисуй.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки — желтые ребятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите!».
Задание 4. Прочитать стихотворение:
На птичьем дворе
Наши уточки с утра — кря-кря-кря, кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда — га-га-га, га-га-га!
А индюк среди двора — бал-бал-бал! Балда-балда!
Наши гуленьки вверх — гру-гру-гру, гру-гру-гру!
Наши курочки в окно — ко-ко-ко, ко-ко-ко!
А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет
«Ку-ка-ре-ку!» (А. Барто)
Задание 5. Дидактическая игра: «Кто как голос подает?»
(упражнение в словообразовании):
утка (кря-кря) — крякает; гусь (га-га) — гогочет,
петух (……………………….) курица (……………..…………..)
Задание 6. Дидактическая игра: «Один — много»
(образование множественного числа имени существительного):
цыпленок — цыплята, курица — курицы
индюк — ……………………….. гусь — ……………………………………………
утка — …………………….. селезень………………………………….
Задание 7. Дидактическая игра: «У кого кто» (упражнение в словообразовании).
1.Единственное число имен существительных:
у утки — утенок, у гусыни — ……………………….,
у индюшки — ………………………
2.Множественное число имен существительных:
у утки — утята, у гусыни — ……………………….,
у индюшки —…………………
Задание 8. «Назови правильно»: Назови папу, маму и детеныша каждой птицы. Прочитай.
Петух, курица, цыпленок.
Гусь, гусыня, гусенок.
Селезень, утка, утенок.
Индюк, индейка, индюшонок.
Задание 9. Закончи предложения.
Индюк — болбочет. Утка — ……………………………..
Гусь—……………………… Цыпленок………………………
Курица — ………………………. Петух — …. ………………….
Задание10. «Скажи наоборот». Закончи предложения.
Утка большая, а утенок — …………………………………………………
У гуся шея длинная, а у курицы — …………………………………….
Цыпленок молодой, а петух — …. …………………………….
У курицы лапы без перепонок, а у утки — ………………………
Задание 11. Нарисуй петушка, курочку, уточку или индюка.
Тема «Домашние животные их детеныши»
Задание 1.
1. Рассмотри картинки. Назови животных и их детенышей. Расскажи, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за ними ухаживает. Запомни обобщающее понятие «домашние животные».
2. Обрати внимание на отличительные особенности животных.
Задание 2. Разгадай загадки и напиши ответ.
1.Му-му-му, молока кому? (Корова)………………………………………
2.Идет, идет, бородой трясет, травки просит:
«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». (Коза)…………………………………..
3. Я большой, и я красивый, я бегу — и вьется грива,
Длинный шелковый хвосток и копытами — цок, цок.
(Конь)……………………………………………………………………….
4.Спереди — пятачок, сзади — крючок,
посредине — спинка, а на ней — щетинка. (Свинья)……………………..
5.По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран)…………………….
Задание 3. Игра «Назови ласково»:
Назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.
Кот — котик, кошка — кошечка, котенок — котеночек.
Пес — ……………………., собака — ……………………, щенок — …………………………….
Бык—………………..,корова — …………….., теленок — ……………………..
Козел — ……………., коза — ………………, козленок — …………………………. . Баран— …………….., овца — ………………….., ягненок — ………………………….
Задание 4. Дидактическая игра: «Кто, чем питается?»
(употребление творительного падежа имен существительных):
кошка — молоком, корова — ………………………….
коза — ………………………….., собака — …………………………………..
лошадь — ……………………………….. свинья………………………………
Задание 5. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
Корова — «му-у» (корова мычит). Кошка «мяу» (кошка мяукает).
собака — …………………….. свинья — ……………………….
лошадь — ………………………… . овца — ………………………….. .
у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята),
у овцы — ……………………., у козы — ………………………
котенок — у кошки, щенок — у ………………,
теленок — у ………………….., жеребенок — ……………,
козленок — … ………………….
Задание 6. Нарисуй кошку и поросёнка. Раскрась.
Задание 7. Игра: «Что у кого?»:
Покажи по картинкам и назови части тела домашних животных.
У коровы — рога,………………… У лошади — грива,………………… .
У свиньи — пятачок, ……………… . У собаки — лапы,……………… .
Задание 9. «У кого кто?»
Кто у собаки? — У собаки щенок. Это детеныш, он маленький.
Кто у кошки? — ………………………………………………………………………
Кто у коровы? – ……………………………………………………………………
Кто у лошади? — ……………………………………………………………………
Кто у свиньи? – … …………………………………………………………………
Кто у козы? — ….……………………………………………………………………
Задание 10. Домашние животные. Раскрась домашних животных.
Тема «Дикие животные и их детеныши»
Задание 1. Рассмотри картинки. Запомни названиями диких животных нашего леса. Закрепи в словаре обобщающее понятие «дикие животные». Расскажи о том, чем питаются дикие животные наших лесов и где они живут (в норе, берлоге, логове, дупле и т. д.). Покажи части тела животных {туловище, голову, хвост, рога, копыта и т.д.).
Задание 2. «Угадай-ка». Дополни предложения:
Ноги, копыта, рога — у ………………… (лося).
Кисточки на ушах — у ……………………….. (белки, рыси).
Иголки на теле — у ………………………. (ежа).
Задание 3. «Подбери, назови, запомни». Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий).
1.Медведь (какой) — бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.
Заяц (какой?) — …………………………………………………………………………………………..
Лиса (какая?) — …………………………………………………………………………………..
2.Медведь (что делает?) — переваливается, ревет, спит,……………………………….
Лиса (что делает?)……………………………………………………………………………………….
Заяц (что делает?)…………………………………………………………………………………….
Задание 4. «Скажи наоборот» Закончи предложения.
Лось большой, а заяц ………………………………………………. ……………………….
У волка хвост длинный, а у медведя …………………………………………………….
Белка слабая, а волк ……………………………………………………………………………..
Лиса хищное животное, а заяц …………………………………………………………………
Задание 5. «Кто с кем?» Прочитай.
Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных.
Посмотри на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита? (Лиса с лисенком. Зайчиха с зайчонком. И т. д.)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 6. «Назови ласково» (устно). Назови детенышей ласково, как называл их доктор Айболит.
Лисенка доктор называл (лисеночком), а лисят — (лисятками).
Зайчонка доктор называл ……………………..…. , а зайчат — ……………… .
Лосенка доктор называл ………………………..….., а лосят — ………………
Медвежонка доктор называл …………………….., а медвежат — ………………
Бельчонка доктор называл …………………., а бельчат — ……………………..
Ежонка доктор называл ………………………….., а ежат — …………………………
Волчонка доктор называл …………………., а волчат — …………………
Задание 7. Прочитай, отгадай загадки ответы запиши.
1.Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)……………………………
2.Под соснами, под елками
живет клубок с иголками. (Еж)………………………………………………….
3.Быстрый маленький зверек
по деревьям скок-поскок. (Белка)………………………………………………
4.Серый байковый зверюшка,
косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
и морковку ему дай. (Заяц)………………………………………………………
Задание 8. Дидактическая игра: «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).
Бурый, косолапый, неуклюжий — …………………………………………………………
Серый, зубастый, страшный — …………………………………………………
Хитрая, пушистая, рыжая — ………………………………………………………………….
Маленький, длинноухий, пугливый — ……………………………………………………
Серый ……………………………………………………………………………..
косолапый …………………………………………………………………………
хитрая …,…………………………………………………………………………..
колючий … ………………………………………………………………………..
Задание 9. Дидактическая игра: «У кого — кто?» (упражнение в словообразовании)
у медведя — медвежонок,
у волка — …………………………………………………………………………
у лисы — ……………………………………………………………………………………………….
у зайца-…………………………………………………………………………….
у медведя — медвежата,
у волка — ………………………………………………………………………
у лисы — …………………………………………………………………………………………..
у зайца-…………………………………………………………………………
Задание 10. Дидактическая игра: «Назови семью» (упражнение в словообразовании)
папа — медведь, мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата);
папа — волк……………………………………………………………………..
папа — заяц ……………………………………………………………….. …..
папа — еж…………………………………………………………………………………………..
папа — лис……………………………………………………………….. …….
Задание 11. Дидактическая игра: «Назови маму» (употребление родительного падежа существительных):
медвежонок у медведицы, лисенок у …………………………….
зайчонок у…………………… бельчонок у………………………
Задание 12. Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному)
лиса — тявкает, медведь — ………………………,
волк — …………… еж-………………………………..
белка — ………………………
Задание 13. Дидактическая игра: «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных).
В норе живет (кто?) — лиса. В берлоге — ……………………………
В дупле — ………………… В норе………………………………
Под кустом………………………
Задание 14. Дидактическая игра: «Про кого можно сказать …»
(подобрать существительное к глаголу):
охотится — ……………………, крадется _ ……………………………..
воет — ……………………, кусается — …………………………….
пугается — …………………… скачет — …………………………….
переваливается — ……………… хитрит — …………………………… выслеживает — …………………..
Задание 15. Нарисуй зайца, ежика и волка.
Тема: Животные холодных стран.
Задание 1. Беседа.
Рассмотри иллюстрации с изображением животных холодных стран—(белый медведь, пингвин, морской котик, песец, т.д) отметь их внешние признаки, расскажи о том, где они живут, чем питаются; закрепи в словарном запасе названия зверей и их детенышей.
Задание 2. Игра: «Подбери слово».
Я беря картинку, а ты должен сказать прилагательное (слово – признак) характеризующее данное животное.
а) по внешнему виду;
б) по повадкам.
Задание 3. Игра: «Найди родственников».
Подбери родственные слова:
Олень, оленята, олений, оленья……………………………………………………
Морж, моржиха, моржата, моржовый……………………………………………
Медведь……………………………………………………………………………
Задание 4. Игра: «Найди детенышей».
Прочитай про детенышей животных севера.
У оленей – оленята
У тюленей – тюленята
У моржей – моржата.
У песцов – щенки.
У северных зайцев – зайчата.
Задание 5. Игра: «Кто на кого охотится?» Составь предложения и запиши, Например: «Белый медведь охотится на моржа».
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
(какой?) — ……………………………………….
(что делает?) —………………………….
Задание 6. Игра: «Знаешь ли ты?»
Задание 7. «Подскажи словечко». Измени предложения по образцу.
Образец: Я нарисовал медведю лапу. ~ Я нарисовал медвежью лапу.
Я нарисовал тюленю ласты……………………………………
Задание 8. «Нелепицы». Послушай предложения. Исправь допущенные ошибки.
Лев охотится за тюленями.
Тюлень питается бананами.
У обезьяны в сумке на животе сидит детеныш.
Жираф — царь зверей.
Зебра — самое большое сухопутное животное на земле.
Тема: Животные жарких стран»
Задание 1. Беседа.
Рассмотри картинки. Запомни названия животных. Расскажи, какие животные обитают в жарких странах. Закрепи в словаре обобщающие понятия «животные жарких стран, носорог, антилопа, бегемот, лев, верблюд, отметить их внешние признаки; расскажи о том, где они живут, чем питаются.
Задание 2. «Найди родственников». Подобрать однокоренные слова по теме.
Жираф……………………………………………………………………..
Верблюд……………………………………………………………………….
Леопард………………………………………………………………….
Обезьяна………………………………………………………………….
Задание 3. «Кто за кем охотится?». Знаешь ли ты, как охотятся звери и какой зверь охотится за каким?
Например: лев- зеброй,……………………………………………………………
Леопард…………………………………………………………………………
Задание 4. Игра: «Сосчитай до пяти.» устно
/один лев, два льва, три льва, четыре льва, пять львов. /Словарь по теме.
Задание 5. Игра: «Назови детенышей»:
Ульва-…………………………………, у верблюдов-…………………………
у слонов-……………………………, у черепахи-………………………………
у жирафов-………………………
Задание 6. Прочитай, ответь на вопросы, перескажи.
Слоны.
Слоны- очень крупные животные высотой до трех метров. Самое удивительное у слона- хобот. Это — сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Хоботом слон может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру.
Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10-15 лет.
Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 ведер воды.
Слоны- умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, причиненное им, они помнят всю жизнь.
Т. Нуждина.
Вопросы: 1. Зачем слону хобот?
2. Как живут слоны?
3. Чем слоны питаются?
4. Какая у слонов память?…
Задание 7. «Папа, мама, детеныши».
Рассмотри детенышей животных. Назови папу, маму и детеныша по образцу. Образец: слон, слониха, слоненок, слонята.
Задание 8. «Подбери признак, подбери действие». Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий).
Слон (какой?) — огромный, тяжелый, сильный, умный, выносливый …
Слон (что делает?) — ходит, бегает, ищет корм, поднимает, перевозит (грузы), купается, защищает (детенышей), трубит …
Обезьяна (какая?) — …………………………………………………………………………..
Обезьяна (что делает?) — ………………………………………………………………..
Задание 9. «Расскажи-ка». Прочитай
Рассмотри схему. Составь сравнительные рассказы о льве и северном олене.
Название животного. Где живет?
Северный олень — животное севера, а лев — животное юга. Северный олень и лев крупные животные. У оленя на голове рога, а у льва густая грива. У оленя и льва шерсть короткая. У оленя короткий хвост, а у льва длинный хвост с кисточкой. У оленя на ногах копыта, а у льва лапы с острыми когтями. Олень травоядное животное. Он питается мхом, корой деревьев. Лев хищное животное. Он питается мясом других животных. Льва называют царем зверей.
Части тела
Тема: «День защитников Отечества»
Задание 1. Беседа
Расскажи о этом празднике — кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день, рассмотри иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах;
Задание 2. Прочитай.
Левой – правой, левой – правой
На парад идет отряд
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад,
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Задание 3. Игра: «Что лишнее?» Прочитай и зачеркни.
пушка – пистолет – палочка регулировщика – автомат
пилотка – фуражка – шинель – бескозырка
самолет – корабль – трамвай – вертолет
сапоги – шинель – платье – китель
летчик – танкист – продавец – артиллерист
Задание 4. Игра: «Скажи, кого много в армии».
Образование существительных множественного числа родительного падежа.
моряк – моряков
танкист – …………………………………………………………………………
командир – ………………………………………………………………………
летчиков-…………………………………………………………………………
десантник – ………………………………………………………….…………..
подводник – …………………………………………………………….……….
офицер – …………………………………………………………………………..
пограничник – …………………………………………………………………….
артиллерист – ……………………………………………………………………..
Задание 5. Игра: «Из чего — какой» Закончи предложения.
Дверца из металла (какая?) — металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) — …………………………………………………………………. .
Сиденье, обшитое кожей (какое?) — ……………………………………………………………
Колесо из резины (какое?) — ………………………………………………………………………
3адание 6. «Считай и называй»: Сосчитай (запиши в кружки или отметь точками количество) и назови транспорт. (Три самолета. И т.д.) поставить цифру под предметом.
.
3адание 7. Обведи по точкам. Назови каждый предмет ласково.
Список литературы
1.Развиваем связанную речь у детей 6-7 лет н Н.Е. Арбекова
2.Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР альбом1 Н.Э. Теремкова
3.Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР альбом-2
4.Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР альбом-3
Н.Э. Теремкова
5. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР альбом-4
Н.Э. Теремкова
6.Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Н. М. Миронова.
7.Занимательные задания логопеда дошкольников О.Н Яворская.
8.Тематические лексико-грамматические упражнения для взрослых и детей с нарушением речи. Н.В. Кошелева
9.Веселые прописи Издательство УЧИТЕЛЬ
Желаем успехов.
Шевякова Н.В.
учитель-логопед.