Проектная деятельность как средство реализации ФГОС
для учащихся с особыми образовательными возможностями
Черявко Светлана Михайловна учитель-логопед
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, в том числе логопеду, более творчески подходить к разработке своих занятий, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является проектная деятельность. Через проектную деятельность формируются все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
-
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
-
Смогут ли дети с проблемами в обучении реализовать задуманное?
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на логопедических занятиях , необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС.
-
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
-
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
-
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
-
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
-
обучение планированию ;
-
формирование навыков сбора и обработки информации;
-
умение анализировать ;
-
умение составлять письменный отчет ;
-
формирование позитивного отношения к работе .
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
-
повышение мотивации учащихся при решении задач;
-
развитие творческих способностей;
-
формирование чувства ответственности;
-
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
-
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
-
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
-
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
-
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
-
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
-
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-
умение выдвигать гипотезы;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
-
умение коллективного планирования;
-
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
-
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
-
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог;
-
умение отстаивать свою точку зрения;
-
умение находить компромисс;
-
навыки интервьюирования, устного опроса .
6. Презентационные умения и навыки:
-
навыки монологической речи;
-
умение уверенно держать себя во время выступления;
-
артистические умения;
-
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
-
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?
Стоит ли начинать такую сложную работу с детьми, у которых существуют проблемы в обучении? Однозначно – да! Разница только в том, что учитель заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе, изучить возможности детей – логопатов, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.
Необходимо отметить, что перед детьми-логопатами, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению (озвучиванию) материала. Следует обращаться за помощью к родителям, включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны,картинки).
В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:
-
умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников;
-
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
-
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
-
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на том же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.
Использование проектной деятельности вполне возможно на коррекционных логопедических занятиях. Педагогическая деятельность логопеда при этом будет следующая:
-
Целеполагание.
-
Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
-
Моделирование учебного процесса:
а) осмысление способов, приёмов, средств мотивации;
б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
в) организация процесса рефлексии.
-
Анализ процесса учителем.
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
Некоторые примеры проектной деятельности детей с нарушениями речи в рамках логопедических занятий.
Проект “Все профессии нужны”
Разговор о выборе своей профессии имеет важное значение для формирования осознанного подхода к обучению, поэтому очень актуально начинать говорить о будущей профессии уже в начальной школе.
Этот проект поможет учащимся обогатить словарный запас, учиться построению сложноподчинённых, сложносочинённых предложений, формировать навыки словообразования.
Во время работы над проектом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере социально – трудовой деятельности.
Проект выполняют ученики 4 класса под руководством учителя-логопеда.
Тип проекта: исследовательско — творческий, долгосрочный.
Цель исследования: выявить при помощи какой части слова образуются слова, обозначающие названия профессий.
Гипотеза: мы считаем, что слова, обозначающие профессии образуются при помощи суффикса.
Ход исследования:
I этап. Нужно вспомнить и записать название всех известных профессий.
Для этого:
-
вспоминаем сами;
-
спрашиваем у родителей, знакомых;
-
читаем в книгах, энциклопедиях;
-
ищем в Интернете.
Одновременно отвечаем на вопросы:
-
Что такое имя существительное?
-
На какие вопросы отвечает имя существительное?
-
Каким словам задаём вопрос -Кто это?
-
Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос -Кто это? и -Что это?
-
Как изменяются имена существительные?
-
Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.
Что получилось: мы знаем более 60 профессий.
II этап. Во всех словах требуется определить части слова.
Для этого вспоминаем:
-
Что такое однокоренные слова?
-
Что такое корень?
-
Что такое приставка?
-
Что такое суффикс?
-
Что такое окончание?
III этап. Нужно распределить все слова по группам.
Для этого:
-
внимательно читаем, написанные правильно слова;
-
выясняем, что общего в этих словах;
-
записываем их в таблицы.
Вывод: Гипотеза была ошибочной. Слова – профессии могут образоваться при помощи:
-
Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.
-
Приставки: повар, прораб.
-
Приставки и суффикса: проходчик.
-
Соединения основ: фотограф.
-
Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.
Пока мы находили ответ на наш вопрос:
-
Стали больше знать о существительных, о словообразовании.
-
Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.
-
Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.
-
Разгадали ребусы, кроссворды, тесты.
-
Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.
-
Узнали, кем работают наши родители.
-
Задумались о выборе своей профессии.
-
Научились работать дружно.
-
Поняли, что компьютер нужен не только ради игры и развлечения.
Проект “Такие разные слова”
Цель: познакомить детей с многообразием слов родного языка.
Задачи: на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке;
познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами;
развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению;
расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.
Участники проекта: первоклассники, родители, учитель-логопед.
Тип проекта: исследовательско — творческий, долгосрочный.
Этапы проекта:
-
“Упрямые слова” (неизменяемые существительные).
-
“Слова наоборот” (антонимы).
-
“Слова друзья” (синонимы).
-
“Слова близнецы” (паронимы).
Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи;
создание совместно с детьми и родителями копилки словарей;
вовлечение родителей в поисковую деятельность детей;
формирование у детей интереса к родному языку.
Словарик "Упрямых слов". Странички словаря дети делают вместе с родителями. В дальнейшем его можно использовать в речевых играх с детьми на занятиях. Например, сосчитай по образцу: "одно эскимо, два эскимо…пять эскимо". Ребенок замечает, что слово не изменяется, а значит оно "упрямое". Наблюдать за словами и их "жизнью" в нашей речи детям очень интересно. Одновременно с этим первоклассникам пропедевтически даются научные определения.
Примеры названий проектов для логопедических занятий.
Как я придумываю новые слова.
Артикуляция звуков, которые я учусь произносить.
Как быстро выучить длинное стихотворение.
Эти трудные и интересные скороговорки.
Звуковая азбука.
С точки зрения учащегося учебный проект:
-
это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
-
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС .
Список литературы
-
Жарова Л.В. Учить самостоятельности [Текст] / Л.В. Жарова– М., 1993. – 205 с.
-
Зотов Ю.Б. Организация современного урока [Текст] / – Ю.Б. Зотов – М., 1984. – 144 с.
-
Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса [Текст] / – М., 1983. (библиотека учителя по общей проблеме теории обучения и воспитания) – 224 с.
-
Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” [Текст] / А.В Леонтович., М., 2003. – 134 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст]/ – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).