СШГ № 12 г. Твлдыкорган
Учитель изобразительного искусства и черчения
Воронина Ирина Анатольевна
Программа специального курса
«Эстетика внешнего вида»
Общие положения
Утверждение программы:
Образовательное учреждение: СШГ № 12 г. Талдыкорган
Способ разработки: авторская разработка
Сфера применения: 9 класс общеобразовательных учреждений Образовательная область: технология Срок реализации: I – полугодие Объем курса: 17 часов
Учебная нагрузка: 1 час в неделю
Актуальность темы
Самым важным, неотложным и трудным делом для старшеклассников является выбор профессии. Но научиться выбирать, можно только выбирая на самом деле. Для того чтобы сделать правильный выбор, учащиеся должны иметь возможность, во-первых, реально оценить свои возможности и способности, а, во-вторых, попробовать свои силы во многих областях профессиональной деятельности.
Помочь в этом, призваны предпрофильные курсы. Их цель выявление интересов и проверка возможностей ученика, создание базы для ориентации учащихся в мире современных профессий. И здесь особая роль отводится образовательной области «технология», т.к. она тесно связана со многими реальными профессиями и может предоставить ученику возможность познакомиться с их спецификой на практике, увидеть многообразие видов деятельности человека. А это, значит, создать все условия для профессионального самоопределения.
Место курса в образовательном процессе
Курс «Эстетика внешнего вида» предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, чей профиль обучения будет связан с общественно-гуманитарным направлением. Такой курс способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет ориентироваться в вопросах моды и стиля.
Курс рассчитан на I-полугодие учебного года по 1 часу в неделю. Общий объем курса 17 часов теоретических и практических занятий. Так как курс является ознакомительным, то оптимальная продолжительность модулей составляет 4 – 6 часов. Это позволит ученику за год ознакомиться с 4 видами профессиональной деятельности.
Новизна и практическая значимость
Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися методов и способов проектирования изделий путем имитации профессиональной деятельности. Весь теоретический материал подкрепляется специально разработанными практическими заданиями, носящими творческий характер. Такой подход способствует лучшему усвоению программного материала и позволяет поддерживать постоянный познавательный интерес к предмету и творческую активность учащихся.
Кроме того, содержание курса, форма его организации дает возможность ученику через успешную практику реализовать свой интерес к выбранному предмету и оценить собственный потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Цели и задачи курса
Целью курса является оказание помощи учащимся в определении
профиля обучения в 10 – 11 классах; формирование эстетического вкуса коммуникативных компетенций в выборе собственного имиджа.
В задачи курса входит:
-
Выявление интересов, склонностей и способностей ученика, с целью определения правильности профильной ориентации.
-
Ознакомление учащихся на практике со спецификой работы наиболее распространенных творческих профессий.
-
Овладение основными приемами проектирования и изготовления изделий
-
Понимание основных принципов творческой деятельности.
Учебно-тематический план курса
Модуль |
Количество часов |
Круг профессиональных интересов |
|||
Всего |
Теорети- ческих |
Практи- ческих |
|||
Имидж делового человека |
4 |
2 |
2 |
Стилист, дизайнер одежды, все профессии требующие делового стиля. |
|
Дизайн одежды |
4 |
1 |
3 |
Дизайнер одежды, художник-оформитель, стилист. |
|
Прически и их влияние на внешность человека |
4 |
2 |
2 |
Парикмахер, стилист |
|
Дизайн интерьеров |
5 |
2 |
3 |
Дизайнер интерьеров, художник. |
|
Итого: |
17 |
7 |
10 |
|
Содержание курса
Название модулей |
Краткая аннотация
|
Методическое обеспечение |
|
Теория | Практика
(творческие задания) |
||
Имидж делового человека
|
Гардероб деловой женщины, мужчины. Гибкие капсулы (набор взаимосочетаемой одежды). Правила подбора одежды на приемы и встречи. |
Подбор цветового сочетания в костюме Тест на умение одеваться. Составление гибкой капсулы для деловой женщины, мужчины |
Базовые эскизы моделей. Цветовой круг. Тест. Видеоматериалы с одеждой делового стиля. |
Дизайн одежды
|
Одежда как объект дизайна. Стили в одежде. Моделирование одежды методом наколки. |
Коллаж: разработка модели одежды. Разработка модели методом наколки на манекене. Разработка эскиза модели одежды. |
Поролоновые манекены с набором текстильных материалов. Базовые эскизы моделей. Видеоматериалы. |
Прически и их влияние на внешность человека.
|
Прически, как составная часть внешности человека. Влияние формы лица, темперамента человека и ситуации на выбор прически. Приемы работы. |
Разработка и выполнение прически в соответствии с заданным образом. Подбор прически к своему лицу с помощью компьютерной программы. |
Инструкционные карты на выполнение отдельных элементов прически. Диск «Салон красоты 2» (MaxFactor). Иллюстрации причесок. Набор парикмахерских инструментов и приспособлений. |
Дизайн интерьеров
|
Интерьер и его композиционные особенности. Цветовое планирование. Элементы дизайна интерьера. |
Выполнение практической работы по цветовому или стилевому решению интерьера на основе базового. Творческая разработка панно (путем компоновки и крепления элементов) в соответствии с заданием. |
Базовые эскизы или ксерокопии различных интерьеров. Примеры дизайна интерьеров (фото). Планшеты и набор отдельных элементов для разработки панно
|
Методы обучения
Основной методический прием – использование имитационных методов активного обучения (имитация профессиональной деятельности).
Ведущие формы организации учебных занятий:
-
Беседа.
-
Творческая практическая работа с последующей презентацией результатов и их обсуждением.
Формы контроля
Итогом изучения любого модуля курса будет являться изготовленное (по выбранному направлению) изделие или творческое задание.
В качестве диагностики результативности работы по программе используется оценка количества и уровня творческих работ. Критерии оценок согласуются с учащимися до начала выполнения работ.
Копилка достижений
Название модуля |
Перечень творческих работ |
Оценка работы (1 – 10 баллов) |
Итоговая оценка |
|||
Соответствие заданию |
Степень самостоятель-ности |
Уровень творческой активности |
||||
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые педагогические результаты
-
Приобретение учащимися знаний о профессиях эстетической направленности.
-
Выявление своих интересов, склонностей и способностей в рамках курса.
-
Развитие умений планирования и организации творческой работы.
-
Развитие творческих способностей учащихся.
-
Реализация интереса к предмету и оценка собственного потенциала с точки зрения образовательной перспективы.
-
Выбор профиля обучения.
Информационное обеспечение для учителя
Список литературы:
-
Барсукова С. В. Ваш стиль. Уроки декорирования одежды. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г.
-
Грожан Д. В. Справочник начинающегося дизайнера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г.
-
Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. С./П.: КАРО, 2005 г.
-
Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. С./П.: КАРО, 2006 г.
-
Перевод с итальянского Н. Сухановой. Оригинальные украшения. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001 г.
-
Пушкина В. З. Кожа. Практическое руководство. М.: Культура и традиции, 1999 г.
-
Спенсер Кэрол Выбери свой стиль. Для женщин. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000 г.
Информационное обеспечение учащихся
Рекомендуемая литература:
-
Андреева А.Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. С./П., Паритет, 2001 г.
-
Барсукова С. В. Ваш стиль. Уроки декорирования одежды. Ростов-на- Дону: Феникс, 2006 г.
-
Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г.
-
Дарда И. Наряд за 5 минут. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003 г.
-
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия. 1989 г.
-
Перевод с итальянского Н. Сухановой. Оригинальные украшения. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001 г.
-
Тюрина Н. Кожа. (Основы художественного мастерства). М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.
-
Митителло К. Аппликация (техника и искусство). М.: ЭКСМО, 2003 г.
Рекомендуемые периодические издания:
«Идеи вашего дома», «SALON», «Стильная прическа», «Чудесные мгновения», «Диана», «Журнал мод. Рукоделие».
Пояснительная записка
Курс «Эстетика внешнего вида» предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, чей профиль обучения будет связан с общественно-гуманитарным направлением. Такой курс способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет ориентироваться в вопросах моды и стиля.
Курс рассчитан на I-полугодие учебного года по 1 часу в неделю. Общий объем курса 17 часов теоретических и практических занятий. Так как курс является ознакомительным, то оптимальная продолжительность модулей составляет 4 – 6 часов. Это позволит ученику за год ознакомиться с 4 видами профессиональной деятельности.
Цель: оказание помощи учащимся в определении профиля обучения в 10 – 11 классах; формирование эстетического вкуса коммуникативных компетенций в выборе собственного имиджа.
Задачи:
-
Выявление интересов, склонностей и способностей ученика, с целью определения правильности профильной ориентации.
-
Ознакомление учащихся на практике со спецификой работы наиболее распространенных творческих профессий.
-
Овладение основными приемами проектирования и изготовления изделий
-
Понимание основных принципов творческой деятельности.
Ожидаемые педагогические результаты:
-
Приобретение учащимися знаний о профессиях эстетической направленности.
-
Выявление своих интересов, склонностей и способностей в рамках курса.
-
Развитие умений планирования и организации творческой работы.
-
Развитие творческих способностей учащихся.
-
Реализация интереса к предмету и оценка собственного потенциала с точки зрения образовательной перспективы.
-
Выбор профиля обучения.
Календарное планирование спецкурса «Эстетика внешнего вида»
9 «В» класс
Модуль |
№ п/п |
Название темы занятия
|
Кол. часов. |
Дата |
Коррекция |
Имидж делового человека |
1. |
Гардероб деловой женщины, мужчины. Гибкие капсулы (набор взаимосочетаемой одежды).
|
1 |
03. 09 |
|
2. |
Подбор цветового сочетания в костюме. Тест на умение одеваться.
|
1 |
10.09 |
|
|
3. |
Правила подбора одежды на приемы и встречи.
|
1 |
17.09 |
|
|
4. |
Составление гибкой капсулы для деловой женщины, мужчины
|
1 |
24.09 |
|
|
Дизайн одежды
|
5. |
Одежда как объект дизайна. Стили в одежде. Моделирование одежды методом наколки.
|
1 |
01.10 |
|
6. |
Коллаж: разработка модели одежды.
|
1 |
08.10 |
|
|
7. |
Разработка модели методом наколки на манекене.
|
1 |
15.10 |
|
|
8. |
Разработка эскиза модели одежды.
|
1 |
22.10 |
|
|
Прически и их влияние на внешность человека.
|
9. |
Прически, как составная часть внешности человека.
|
1 |
29.10 |
|
10. |
Разработка и выполнение прически в соответствии с заданным образом.
|
1 |
13.11 |
|
|
11. |
Влияние формы лица, темперамента человека и ситуации на выбор прически. Приемы работы.
|
1 |
19.11 |
|
|
12. |
Подбор прически к своему лицу с помощью компьютерной программы.
|
1. |
26.11 |
|
|
Дизайн интерьеров
Всего: |
13. |
Интерьер и его композиционные особенности. Цветовое планирование.
|
1 |
03.12 |
|
14. 15. |
Выполнение практической работы по цветовому или стилевому решению интерьера на основе базового.
|
2 |
10.12 19.12 |
|
|
16. |
Элементы дизайна интерьера.
|
1 |
24.12 |
|
|
17. |
Творческая разработка панно (путем компоновки и крепления элементов) в соответствии с заданием.
|
1 |
29.12 |
|
|
17 |
|
17 |
|
|