Импрессионизм
(Моне, Мане, Ренуар, Дега, Моризо, Сислей, Писсаро, Сезанн)
Если говорить о направлениях в искусстве в конце 19 века, то, безусловно, одним из крупнейших будет являться импрессионизм. Импрессионизм зародился во Франции во второй половине XIX века. Молодые художники хотели выйти за рамки классической живописи, которые ограничивали критики и официальное жюри Салона, где в то время выставлялись картины. Что было не так-то легко: ни критики, ни публика не хотели принимать картины, столь сильно отличающиеся от привычной академичной живописи в «античном» стиле.
Картины художников нового направления и за картины-то не считали, так похожи они были на быстрые наброски.
Но в этом и была суть нового направления — поймать момент, показать жизнь такой, как она есть. Сюжеты импрессионисты не придумывают, они берут их из повседневной жизни: это все то, что может увидеть любой, лишь выйдя на улицу.
Предшествующая импрессионизму Барбизонская школа, Руссо и Милле также пришли к этому выводу, показывая жизнь реальной и правдивой. К тому же в отличие от импрессионистов представители Барбизонской школы обращали свое внимание в первую очередь на природу, изображая пейзажи.
|
|
Художники стали использовать совершенно новую технику рисования. Краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно отдельными мазками. Поэтому, чтобы составить себе целостное представление о картине, их стоит рассматривать с небольшого расстояния, а не вблизи. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и складывается представление о картине.
Импрессионисты открыли для себя интересную технику использования фотографии: если раньше фотография использовалась при работе над картиной в мастерской, то художники нового направления нашли в ней много схожего с импрессионисткой техникой. Камера «ловила мгновение» и запечатлевала его таким, каково оно было на самом деле. Дега называл фотографию «магическим мгновением». К тому же стоит иметь в виду, что в то время фотография отличалась особо долго выдержкой, и снимок получался слегка размытым — это было очень похоже на быстрые мазки кистью.
В отличие от мастеров прошлых лет, импрессионисты не работали в мастерских, заканчивая и дорабатывая там свои эскизы. Именно среди них становится популярной техника пленэра — то есть работы на открытом воздухе. Художники выезжали в пригороды (особенно популярен был лес Фонтенбло), где зарисовывали пикники, или же изображали сцены парижской жизни: Моне и Ренуар часто изображали сценки на набережных Сены, также известна серия картин Ренуара из Мелен дела Галет.
|
|
Импрессионисты открыли для себя интересную технику использования фотографии: если раньше фотография использовалась при работе над картиной в мастерской, то художники нового направления нашли в ней много схожего с импрессионисткой техникой. Камера «ловила мгновение» и запечатлевала его таким, каково оно было на самом деле. Дега называл фотографию «магическим мгновением». К тому же стоит иметь в виду, что в то время фотография отличалась особо долго выдержкой, и снимок получался слегка размытым — это было очень похоже на быстрые мазки кистью.
На одном из Салонов (в 1865 году) была выставлена картина Мане «Олимпия», которая наделала много шума и была крайне негативно воспринята критиками и вызывала волну протеста.
Картина является переосмыслением знаменитого полотна Тициана «Венера Урбинская». Сравните эти две картины:
|
|
Но на Картине Мане изображена не какая-то абстрактная модель, а Виктория Меран, хорошо известная публике того времени. Она была актрисой, а также играла на гитаре и рисовала. К сожалению, она стала алкоголичкой и умерла в страшной бедности.
Она же была изображена на скандально известной картине Мане «Завтрак», написанной двумя годами раньше. Критики называли эту картину порнографической: двое одетых мужчин сидят рядом с совершенно обнаженной женщиной, которая, совершенно не стесняясь свой наготы, открыто смотрит вперед, устремляя свой взгляд на невидимого зрителя. Возможно, относись сюжет к излюбленной академиками античности, картина и не вызвала бы столько нареканий?..
Вдохновленные именно этой картиной, молодые импрессионисты открыли для себя технику пленэра и начали создавать композиции с фигурами на открытом воздухе. Кстати, картина Клода Моне также называется «Завтрак» (вообще, как вы заметили, импрессионисты называли свои картины максимально просто и понятно), и изображает пикник в лесу.
|
|
Но далеко не всегда импрессионистов интересовали люди или природа. Куда интереснее было передать, например, движение воздуха или падение солнечных лучей. Например, на картине Моне «Вокзал Сен — Лазара» (mone58_big) главным предметом изображения является даже не сам вокзал или поезд, а дым, который клубами поднимается из дымящей трубы.
На картине Ренуара «Качели» (swing — renoir.jpg) особенно хорошо видна импрессионистская техника — посмотрите на игру света и тени, на яркие солнечные пятна, падающие сквозь ветки деревьев на землю и фигуры людей.
|
|
Работы на пленэре позволяла удобно совмещать пейзажную и портретную живопись, однако каждый из художников все же тяготел к «своему» направлению. Так, например, Моне, Сислей и Писсаро больше тяготели к изображению городских и деревенских пейзажей, оттачивая на них свою импрессионистскую технику.
Сислей:
Репродукция картины «Сена зимой» Сислей, 1872 |
Репродукция картины «Потоп в Порт — Марли» Сислей, 1876 |
Репродукция картины «Осень в Сент — Мартине» Сислей |
Сислей всегда твердо стоял на своих принципах и технике и занимался только пейзажной живописью. Его никогда не интересовало изображение проституток, крестьян и простых людей.
Особенно в творчестве Сислей интересовало… небо. Помните движение дыма у Моне? Вот и здесь, стоит лишь взглянуть на его картины, и складывается ощущение, что облака бегут вперед, подхваченные воздухом, ни на секунду не замедляя своего движения.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Писсаро: Именно Писсаро начал включать в свои пейзажи человеческие фигуры — это было новым словом в искусстве. Персонажами его картин в основном были простые крестьянские женщины. Помимо деревенских пейзажей широко известны его работы про знаменитую парижскую улицу Монмартр.
Моне по праву считается одним из известнейших импрессионистов. Именно по названию его картины «Впечатление. Восход солнца» было дано название всему направлению (Французское слово impression переводится как раз как «впечатление). Сначала, правда, оно имело негативное значение — критики заметили, что картина скорее написана под влиянием впечатления, чем представляет собой законченную работу. Именно Моне принадлежит идея писать целые серии картин: это и его знаменитые лилии в саду Живерни, и виды Парламента, и многое-многое другое.
Другие художники большое внимание уделяли изображению людей, как, например Дега, Ренуар, Мане, Моризо. Для любителей «Призрака Оперы» большой интерес могут представлять работы Эдгара Дега: он нарисовал огромное количество зарисовок, картин и скульптур, изображающих балерин Парижской Оперы во время их выступления или репетиций. Время его работ практически совпадает со временем действия книги Леру, однако импрессиониста куда больше интересовали движения и позы балерин, чем таинственный Призрак Оперы. Серия про балерин:
В отличие от других импрессионистов, он почти не работал на пленэре, его больше интересовали лица, освещенные искусственным светом, какие можно было наблюдать в закрытых помещениях, театрах, барах и кофе-шантанах. Также его излюбленным предметом для изображения было купание женщин и разные интересные положения, которые принимала женщина, например, вытираясь полотенцем. Чем не тема для серии картин? Серия про купальщиц:
Одной из любимых тем Ренуара была обнаженная женская натура. Причем, по его представлению, этой натуры должно было быть много. «Хорошей женщины мало не бывает» — согласился бы он с нами.
Однако не только купальщицы были объектом интереса Ренуара: он нарисовал много картин, представляющих современную жизнь Парижа, портреты и милые семейные сцены. Его картины полны радости, света и тепла. Лица женщин на его картинах вряд ли можно назвать особенно интеллектуальными, зато они словно дышат здоровьем, бодростью и жизнью.
Такой же точки зрения придерживалась Берта Моризо. Героини ее картин — это молодые, красивые женщины. Она изображала неспешное течение их жизни: женщин в будуаре, у колыбели с детьми, на прогулке — представление процветающей буржуазной жизни Парижа второй половины 19 века и никогда не стремилась к изображению обнаженной натуры, ей был чужд шумный и беспорядочный мир кафе -шантанов, театра и парижских улиц.
Творчество Мане, помимо уже упомянутых выше скандально известных картин «Завтра» и «Олимпия» было очень разноплановым: известны как его портреты известных людей и друзей, так и запечатление мимолетных сцен из жизни, как на картине «Бар Фили — Берже». Особое место занимает в творчестве Мане портрет. После ранних, вполне традиционных портретов он приходит к новому пониманию этого жанра. Теперь основную роль играет не столько углубленное и обстоятельное раскрытие внутреннего мира человека, сколько его острая характеристика. Он ищет ее в поведении модели, в ситуации, в присущей только ей повадке, которую передает экспрессивным жестом, неожиданным поворотом головы или позой, всякий раз открывая какую-то новую, очень существенную грань личности. («На балконе». Женщина, сидящая на переднем плане — известная импрессионистка Берта Моризо, впоследствии вышедшая замуж за брата Мане).
Отдельного упоминания достоин художник Гюстав Кайботт. Только на первый взгляд его картины можно не отнести к импрессионизму — нет быстрых широких мазков кистью, детали тщательно прописаны. Но сюжеты выбраны очень в лучших импрессионистских традициях: случайные сцены на улицах города, люди и моменты из их жизни.
Расцвет импрессионизма приходится на 60-70ые годы 19 века, художники устраивали свои выставки, и к концу этого периода многие все же добились признания. Так называемый период «высокого импрессионизма» длился всего лишь 7 лет: начиная с первой выставки в 1874 году и до 1881 года. Выставки импрессионистов стали проходить все реже, во многом это было связано с внутреннем расколом среди самих художников. Некоторые, например, Ренуар, вернулись к традиционных образцам живописи, умело сочетая их с импрессионисткой техникой. И в конце 19 века на смену импрессионизму приходят такие направления, как неоимпрессионизм и постимпрессионизм.
|