Проектная деятельность как метод развития самосознания в системе ФГОС ООО.
МБОУ «СОШ№7»,
Молошникова Алла Николаевна,
учитель ОБЖ.
Основные цели современной системы образования интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией .
Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В современных условиях недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, необходимо уметь их применять в реальной жизни .
Одним из главных качеств личности современного ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Задачи учителя :
Теперь он должен быть не источником информации, дающим знания, а организатором самообразования и самопознания учащихся, мотивирующим на творческий поиск.
ФГОС устанавливает определенные требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными. На сегодняшнем этапе необходимо взаимопроникновение, взаимосвязь, взаимодействие данных результатов образовательной деятельности, ведь они не могут существовать друг без друга, например: не может быть личностного результата, если он не связан с конкретными предметными.
В соответствие с этим в школе должны меняться используемые технологии и методы обучения.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности .
Деятельность ребенка должна организовываться как потребность в саморазвитии своей личности и познании себя:
- в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
- в самовыражении (общение, творчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
- в самосознании (способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, поиск, оценка себя)
- в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
- в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
- Целью работы над проектом
- становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию
- Для того, необходимо:
- Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
- Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
- Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.
Использование проектного образования позволяет:
- индивидуализировать обучение, путем осознания себя как личности;
- актуализировать знания и умения, имеющиеся у учащегося;
- позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе;
- помогает выполнять работу в собственном ритме;
- использовать полученные знания в практическом применении;
- четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
- видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
- корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.
- Обязательная моя задача как педагога —
дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость ( кто Я, что могу, самооценка…) и необходимость в выполнении общего дела. Для подростка важно выделить себя в этом мире, познавать свой внутренний мир переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом к человеку в отношении к себе являются прежде всего другие люди, поэтому выполняя проект учащейся обращает внимание на свою значимость в выполнении работы, на оценку со стороны других людей.
- Поэтому я применяю ступенчатую оценку и отметку проекта:
- 1.оценка и отметка внутри группы;
- 2.оценка и отметка экспертов;
- 3.оценка и отметка учителя;
- 4.суммарная оценка и отметка.
Перед собой, я ставлю цель — продолжить максимально использовать метод проектов в своей профессиональной дея-тельности учителя ОБЖ.
Моя задача, как учителя:
создать условия для развития и самореализации учеников ;
- дать продуктивные знания, умения, навыки;
- развить потребность пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
- Для этого необходимо:
- учить учиться;
- учить учащихся мыслить самостоятельно;
- учить понимать причинно-следственные связи;
- учить применять свои знания на практике;
- учитывать индивидуальные особенности ученика;
- развивать творческие способности, мышление;
- учитель должен быть грамотным специалистом и быть в курсе всех инноваций;
- необходимо показывать ученику его перспективы в обучении;
- воспитывать личностно-ориентированную личность.
Все это необходимо для решения основной цели современного образования- формирования и развития личности.