Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А. Сорокина»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГАПОУ
______________ О.А. Кузниченко ОНТ им. В.А. Сорокина
«____» _______________ 2014 г. _____________Т.Б.Кочеткова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 14 «Основы безопасности жизнедеятельности»
Для специальностей среднего профессионального образования
естественнонаучного профиля:
20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
Разработал преподаватель: ______________ А.Р. Бархударян
Одобрено цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин
Протокол № ____ от «___» ____________ 2014 года
Председатель _______________ С.А. Ворошилова
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», предназначенной для изучения основ безопасности жизнедеятельности в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.
Рабочая программа составлена на основе примерной в соответствии с ГОС СПО.
Данная рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО естественнонаучного, технического, социально-экономического профилей. Изучается в объёме 100 часов, в т.ч. 30 часов –самостоятельная внеаудиторная работа.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
-
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
-
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
-
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Рабочая программа учебной дисциплины содержит:
-
пояснительную записку;
-
тематический план;
-
содержание учебной дисциплины;
-
виды самостоятельной работы студента;
-
перечень литературы и средств обучения.
Программа выполняет две основные функции:
– информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
– организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
-
Основными содержательными модулями программы являются:
-
1. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности;
-
2. Государственная система обеспечения безопасности населения;
-
3. Основы обороны государства и воинская обязанность
Для текущего контроля знаний и закрепления пройденного материала проводятся самостоятельные работы, тестирование.
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для специальности естественнонаучного профиля
20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
Наименование разделов и тем
|
Количество часов |
||
Макс. уч. нагр. |
Кол – во ауд. час. |
Сам. раб. |
|
|
20
6 1
2 2 1
4
2 1
1
9 1
1
2 2 2
1
1 1
20
8
3
2
2
12
3
3
3
2
1
60
14
2
3 3
2
1
2
1
6
3
2
1
3 1 2
12 3
2 3 2 1
25 2 2
3
3 3 3
2 3
1 2
1 |
14
4 1
1 1 1
3
1 1
1
6 1
1
1 1 1
1
1 1
14
6
2
2
2
8
2
2
2
1
1
40
9
1
2 2
1
1
1
1
4
2
1
1
2 1 1
8 2
1 2 2 1
17 1 1
2
2 2 2
2 2
1 1
1
|
6
2
1 1
1
1
3
1 1 1
6
2
1
4
1
1
1
1
20
5
1
1 1
1
1
2
1
1
1
1
4 1
1 1
8 1 1
1
1 1 1
1
1
|
Дифференцированный зачет |
2 |
2 |
|
Итого |
100 |
70 |
30 |
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности
Здоровый образ жизни.
-
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности.
-
Факторы, влияющие на укрепление здоровья.
-
Факторы, разрушающие здоровье.
Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья женщины.
Репродуктивное здоровье.
Правила личной гигиены.
Беременность и гигиена беременности.
Уход за младенцем.
-
Оказание первой медицинской помощи.
-
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах.
-
Первая медицинская помощь при поражениях электрическим током.
-
Первая медицинская помощь при переломах.
-
Первая медицинская помощь при кровотечениях.
-
Навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
-
Правила и безопасность дорожного движения
-
Обеспечение личной безопасности на дорогах (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
-
Государственная система обеспечения безопасности населения.
-
Современный комплекс проблем национальной безопасности.
-
Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации.
-
Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.
-
Чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и возможные последствия.
-
Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические) характера.
-
Чрезвычайные ситуации техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) характера.
-
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
-
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (прогноз и мониторинг).
-
Основы обороны государства и воинская обязанность.
-
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
-
Инженерная защита и эвакуация населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.
-
Средства индивидуальной защиты.
-
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации.
-
Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
-
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
-
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
-
Чрезвычайные ситуации социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера.
-
Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника.
-
Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
-
Основы обороны государства.
-
Защита Отечества — долг и обязанность граждан России.
-
Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
-
Вооруженные силы Российской Федерации.
-
Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства.
-
История создания вооруженных сил.
-
Виды Вооруженных Сил.
-
Рода войск.
-
Основы военной службы.
-
Обязательная подготовка к военной службе.
-
Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности.
-
Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование.
Призыв на военную службу.
-
Общие обязанности и права военнослужащих.
-
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
-
Альтернативная гражданская служба.
-
Государственная и военная Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
-
Военно-профессиональная ориентация молодежи.
-
Основные направления подготовки специалистов для службы в вооруженных силах российской федерации.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
-
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен:
-
знать/понимать:
-
— основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
-
— потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
-
— основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
-
— основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
-
— состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
-
— порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
-
— основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
-
— требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
-
— предназначение, структуру и задачи РСЧС;
-
— предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
-
— правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
-
уметь:
-
— владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
— владеть навыками в области гражданской обороны;
-
— пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-
— оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
-
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
— ведения здорового образа жизни;
-
— оказания первой медицинской помощи;
-
— развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
-
— обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;
-
— соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
-
— адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
-
— прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная
-
Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений 10 и 11кл. – М.,2008.
-
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учреждений нач. и среднего проф.образования/ Н.В Косолапова , Н.А.
Прокопенко — 5-е изд., стер.. – М., 2012.
-
«Основы безопасности жизнедеятельности», Т.А. Хван; П.А. Хван, «Феникс», Ростов-на-Дону 2013
-
«Основы военной службы», А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев, «Академия» 2010
-
«Основы безопасности жизнедеятельности», В.В. Марков,В.Н., Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, 10 класс, Москва, Дрофа-2013
-
«Основы безопасности жизнедеятельности», В.В. Марков,В.Н., Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, 11 класс, Москва, Дрофа-2013
-
Краткий курс лекций по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятльности», А.Р. Бархударян, Орск, ОНТ-2014
Дополнительная
-
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2003.
-
100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.
-
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.
-
Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. – М., 2004.
-
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.
-
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. – М., 2003.
7. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2002.
8. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя /
В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
9.Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной
информации. – 2000. – № 5.
10.Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. – 2-е
изд., доп. – М., 2003.Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров.
— М.: Просвещение, 2005.
Интернет ресурсы:
http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности.
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей
http://festival.1september.ru/subjects/12/ — Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://fcior.edu.ru/ — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm—ОБЖ — билеты, ответы, уроки.
http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm—Книги, пособия по ОБЖ
http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html—методическое пособие для учителей ОБЖ
http://www.uchportal.ru/load/81—учительский портал
http://severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.html-уроки ОБЖ
http://www.school-obz.org/ — информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича
http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)
http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
[email protected] Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
[email protected] Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог вебресурсов по обеспечению безопасности.
www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности.
http://b23.ru/hsnc Учебное пособие по ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
Средства обучения
Реализация учебной дисциплины проходит в учебном кабинете «Основ безопасности жизнедеятельности». Оборудование учебного кабинета: учебные стенды, таблицы, демонстрационное оборудование. Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, выход в Интернет. Мультимедийные презентации занятий.
Перечень самостоятельных работ по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальности естественнонаучного профиля
20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
№ п/п |
№ Темы |
Тема урока |
Вопрос для самостоятельного изучения |
Форма работы |
Формы контроля |
ч |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
|
1.1.2
1.1.3
1.2.1
1.3.3
1.3.4
1.3.5
2.1.1
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
3.1.1
3.1.2
3.1.3
3.1.4
3.1.6
3.2.1
3.2.2
3.3.2
3.4.1
3.4.2
3.4.3 3.5.1
3.5.2
3.5.3
3.5.4
3.5.5
3.5.6
3.5.8
3.5.10 |
|
Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье. Основные направления профилактики. Наложение транспортных шин. Остановка кровотечения. Наложение жгута.
Дыхательная и сердечно-легочно мозговая реанимация.
Концепция национальной безопасности РФ.
Классифицировать ЧСПХ по месту возникновения.
Классификация ЧСТХ по типам лежащих в основе событий.
Постоянно действующие органы управления РСЧС.
Структура системы оповещения.
Авария на Чернобыльской АЭС.
Противопыльная тканевая маска ПТМ-1 Мероприятия медицинской защиты, проводимые в зонах ЧС.
Порядок, задачи и формы обучения населения в области гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Общие правила поведения населения, оказавшегося на территории военных действий. Федеральный закон РФ «Об обороне». Военная организация России.
История создания ВС РФ Вооруженные силы Российской Федерации Членство в ДОСААФ РФ Составление личного распорядка дня Категории годности призывников к воинской службе.
Я военнослужащий ВС РФ.
Военно-учетные специальности в ВС РФ
|
Сделать таблицу Сделать таблицу Реферат
Тренировка Тренировка
Тренировка
Конспект первоисточника
Составить таблицу
Составить таблицу
Конспект
Составить структурную схему.
Реферат
Изготовление маски Конспект
Конспект
Конспект
Составить таблицу.
Составить таблицу.
Составить конспект.
Составить структурную схему.
Реферат Составить схему Выступление. Презентация
Составить таблицу.
Сочине-ние Составить кроссворд
Конспект
Наизусть
Конспект |
Проверка
Проверка
Проверка
Практическое выполнение заданий по оказанию ПМП
Проверка Проверка
Проверка
Проверка
Проверка Проверка
Подгонка Проверка Проверка
Проверка
Проверка
Проверка
Проверка
Колок-виум Проверка реферата. Проверка Обсужде-ние. Обсужде-ние Проверка
Выступления Решение кроссвордов в парах Проверка Опрос Проверка
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |