Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 6 города Липецка
имени В. Шавкова
План-конспект урока
по русскому языку
(5 класс)
Этикетные слова
Учитель:
Моярович Альбина Сергеевна
Липецк,2016
Этикетные слова.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием речевого этикета, этикетными словами и выражениями, с этикетной лексикой и ее употреблением в речи.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Познакомить с правилами употребления в речи этикетных слов;
2. показать учащимся, что употребление этикетных слов зависит от определенной речевой ситуации.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся умение правильно и уместно употреблять в речи этикетные слова.
2. Расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
1. формировать интерес к правильной и грамотной устной и письменной речи;
2. воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
3. воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с терминами Этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
Познавательные УУД:
1.поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме,
2.свободное восприятие текста, осмысленное чтение;
3. содействие развитию мыслительных операций: анализа, обобщения, систематизации.
Личностные УУД:
1. самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
2.нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Тип урока: урок " открытия" новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Учащиеся должны знать:
— правила употребления в речи этикетных слов в зависимости от речевой ситуации;
— определения " этикетные слова", " речевой этикет", " речевая ситуация".
Учащиеся должны уметь находить в тексте этикетные слова и объяснять их значение.
Учащиеся должны понимать уместность употребления в речи этикетных слов и выражений.
Структура и ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Время
|
1. Организационный момент. |
Здравствуйте, ребята, садитесь пожалуйста. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. |
Учащиеся делают записи в тетради. |
2 мин. |
2.Изучение нового материала. |
* запись на доске: Доброе утро! Здравствуйте! Ребята, обратите внимание на доску, перепишите данное четверостишие себе в тетради. Скажите о чем это стихотворение?
Хорошо, ребята. А что это за слова? Выделите их в тексте.
Молодцы, ребята. Эти вежливые слова называются этикетными. Их использование зависит от конкретной речевой ситуации. Речевая ситуация — это ситуация, в которой осуществляется речевое общение между собеседниками. Например, при встрече мы говорим здравствуйте; когда прощаемся — до свидания, а когда мы обидели кого-то своими словами или поступками мы говорим — простите нас пожалуйста.
Ребята, запишите пожалуйста тему нашего урока " Этикетные слова".
А как вы думаете , зачем люди придумали этикетные слова? Для чего они нужны?
Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока?
Итак, ребята, каждый воспитанный человек должен использовать в своей речи этикетные слова. Их использование в речи отражает уровень культуры человека. Например, слово "здравствуйте", которое мы произносим при встрече со своими знакомыми, означает, что мы желаем нашему собеседнику быть здоровым и сильным. Этикетные слова, ребята, – это группы слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Эти слова нашли свое отражение в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, в которых встречаются этикетные слова, вы знаете?
|
Учащиеся делают записи в тетради.
Это стихотворение о добрых и вежливых словах, которые мы должны произносить в своей речи.
Доброе утро! Здравствуйте!
Учащиеся делают записи в тетради.
Эти слова нужны нам для того, чтобы при встрече мы могли поприветствовать друг друга, поблагодарить друга за помощь, создать доброжелательную атмосферу в коллективе. Сегодня на уроке мы должны познакомиться с этикетными словами и их использованием в речи.
1. Доброе слово и кошке приятно.
|
20 мин. |
3. Закрепление нового материала. |
Ребята, давайте обратимся к учебнику и выполним упражнение № 342. Разделите тетрадь на 2 колонки. 1-я " Слова, которые я никогда не употреблял(а) в своей речи"; 2-я " Слова, которые используем в разговоре с товарищем". Выша задача — слова и выражения, которые представлены в упражнении, распределить по этим двум колонкам.
Ребята, представьте, что вас попросил друг что-то сделать или чем-то помочь ему, а вы в этот момент очень заняты. Как вы ему скажете, что не можете выполнить его просьбу? В этом нам поможет упражнение нашего учебника № 343. Ваша задача — переписать слова и выражения, которые вам даны в упражнении, и подчеркнуть те, которые вам помогут смягчить отказ.
Молодцы, ребята, справились с заданием.
|
1 — я колонка: убедительно прошу вас; будьте любезны, не будете ли так любезны, не откажите в любезности, простите за беспокойство, если вас не затруднит, не соблаговолите ли, позвольте. 2-я колонка: не сочти за труд, пожалуйста, будьте добры, сделай одолжение, можно мне…, будь другом.
Ещё чего! Извините, но я не смогу. Нет, нет и ещё раз нет! Мне очень жаль, но я вынужден отказать. Не сердитесь, я что-нибудь придумаю. Как жаль, что я не смогу помочь вам! Ни за что не дам, и не проси! Мне так хочется помочь вам, но, к сожалению, в этот раз не смогу. Нетушки. |
15 мин. |
4. Рефлексия. |
Ребята, скажите пожалуйста, что вам особенно понравилось в ходе изучения новой темы?
Какие выводы мы можем сделать по данной теме урока? |
Понравилось, что мы узнали о правилах использования в речи этикетных слов, узнали много слов и выражений, которые мы не использовали до сих пор в речи. 1. Этикетные слова помогают нам установить доброжелательный контакт с собеседником. 2. Использование в речи этикетных слов зависит от речевой ситуации. 3. Использование в речи этикетных слов является показателем культуры человека. |
4 мин. |
5. Домашнее задание. |
Ребята, откройте ваши дневники и запишите задание на дом. Задание : составить диалог с использованием этикетных слов. |
Учащиеся записывают задание на дом. |
2 мин. |
6. Подведение итогов. |
Ребята, наш урок я хочу закончить стихотворением и пожелать вам быть очень вежливыми, добрыми и отзывчивыми людьми. Друзья мои, внушайте людям веру, * выставление оценок за работу на уроке. |
|
2 мин. |
Литература:
1. Русский язык. 5 класс. авт.- сост. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова. — 2-е изд., стереотипное.,-М.:Дрофа,2013г.
2. Бабина Н. Секреты этикета. Издательство: РУСИЧ, 2001 г.
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Ростов: Феникс, 2007