План — конспект урока по русскому языку «Этикетные слова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 6 города Липецка

имени В. Шавкова

План-конспект урока

по русскому языку

(5 класс)

Этикетные слова

Учитель:

Моярович Альбина Сергеевна

Липецк,2016

Этикетные слова.

Цель урока:  познакомить учащихся с понятием речевого этикета, этикетными словами и выражениями, с этикетной лексикой и ее употреблением в речи.

Задачи урока:

Обучающие:

1.  Познакомить с правилами употребления в речи этикетных слов;

2. показать учащимся, что употребление этикетных слов зависит от определенной речевой ситуации.

Развивающие:

1. Развивать у учащихся умение правильно и уместно употреблять в речи этикетные слова.

2. Расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

1. формировать интерес к правильной и грамотной устной и письменной речи;

2. воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

3. воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу.

Планируемые результаты:

Предметные:  познакомить с терминами Этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Познавательные УУД: 

1.поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме,

2.свободное восприятие текста, осмысленное чтение; 

3. содействие развитию мыслительных операций: анализа, обобщения, систематизации.

Личностные УУД:

1. самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;

2.нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Тип урока: урок " открытия" новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Учащиеся должны знать:

— правила употребления в речи этикетных слов в зависимости от речевой ситуации;

— определения " этикетные слова", " речевой этикет", " речевая ситуация".

Учащиеся должны уметь находить в тексте этикетные слова и объяснять их значение.

Учащиеся должны понимать уместность употребления в речи этикетных слов и выражений.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь пожалуйста. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа.

Учащиеся делают записи в тетради.

2 мин.

2.Изучение нового материала.

* запись на доске:

Доброе утро! Здравствуйте!
Добрый день! Добрый вечер!
Нам с тобой совсем не лень
Говорить при каждой встрече.

Ребята, обратите внимание на доску, перепишите данное четверостишие себе в тетради.

Скажите о чем это стихотворение?

Хорошо, ребята. А что это за слова? Выделите их в тексте.

Молодцы, ребята.

Эти вежливые слова называются этикетными. Их использование зависит от конкретной речевой ситуации.

Речевая ситуация — это ситуация, в которой осуществляется речевое общение между собеседниками.

Например, при встрече мы говорим здравствуйте; когда прощаемся — до свидания, а когда мы обидели кого-то своими словами или поступками мы говорим — простите нас пожалуйста.

Ребята, запишите пожалуйста тему нашего урока " Этикетные слова".

А как вы думаете , зачем люди придумали этикетные слова? Для чего они нужны?

Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Итак, ребята, каждый воспитанный человек должен использовать в своей речи этикетные слова. Их использование в речи отражает уровень культуры человека. Например, слово "здравствуйте", которое мы произносим при встрече со своими знакомыми, означает, что мы желаем нашему собеседнику быть здоровым и сильным.

Этикетные слова, ребята,  – это группы слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Эти слова нашли свое отражение в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, в которых встречаются этикетные слова, вы знаете?

Учащиеся делают записи в тетради.

Это стихотворение о добрых и вежливых словах, которые мы должны произносить в своей речи.

Доброе утро! Здравствуйте!
Добрый день! Добрый вечер!

Учащиеся делают записи в тетради.

Эти слова нужны нам для того, чтобы при встрече мы могли поприветствовать друг друга, поблагодарить друга за помощь, создать доброжелательную атмосферу в коллективе.

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с этикетными словами и их использованием в речи.

1. Доброе слово и кошке приятно.

  • 2.Умей сказать — умей и смолчать.

  • 3.Вежливость на базаре не купишь.

  • 4.От учтивых слов язык не отсохнет.

  • 5.Вежливость все двери открывает.

20 мин.

3. Закрепление нового материала.

Ребята, давайте обратимся к учебнику и выполним упражнение № 342. Разделите тетрадь на 2 колонки. 1-я " Слова, которые я никогда не употреблял(а) в своей речи"; 2-я " Слова, которые используем в разговоре с товарищем". Выша задача — слова и выражения, которые представлены в упражнении, распределить по этим двум колонкам.

Ребята, представьте, что вас попросил друг что-то сделать или чем-то помочь ему, а вы в этот момент очень заняты. Как вы ему скажете, что не можете выполнить его просьбу? В этом нам поможет упражнение нашего учебника № 343.

Ваша задача — переписать слова и выражения, которые вам даны в упражнении, и подчеркнуть те, которые вам помогут смягчить отказ.

Молодцы, ребята, справились с заданием.

1 — я колонка: убедительно прошу вас; будьте любезны, не будете ли так любезны, не откажите в любезности, простите за беспокойство, если вас не затруднит, не соблаговолите ли, позвольте.

2-я колонка: не сочти за труд, пожалуйста, будьте добры, сделай одолжение, можно мне…, будь другом.

Ещё чего! Извините, но я не смогу. Нет, нет и ещё раз нет! Мне очень жаль, но я вынужден отказать. Не сердитесь, я что-нибудь придумаю. Как жаль, что я не смогу помочь вам! Ни за что не дам, и не проси! Мне так хочется помочь вам, но, к сожалению, в этот раз не смогу. Нетушки.

15 мин.

4. Рефлексия.

Ребята, скажите пожалуйста, что вам особенно понравилось в ходе изучения новой темы?

Какие выводы мы можем сделать по данной теме урока?

Понравилось, что мы узнали о правилах использования в речи этикетных слов, узнали много слов и выражений, которые мы не использовали до сих пор в речи.

1. Этикетные слова помогают нам установить доброжелательный контакт с собеседником.

2. Использование в речи этикетных слов зависит от речевой ситуации.

3. Использование в речи этикетных слов является показателем культуры человека.

4 мин.

5. Домашнее задание.

Ребята, откройте ваши дневники и запишите задание на дом. Задание : составить диалог с использованием этикетных слов.

Учащиеся записывают задание на дом.

2 мин.

6. Подведение итогов.

Ребята, наш урок я хочу закончить стихотворением и пожелать вам быть очень вежливыми, добрыми и отзывчивыми людьми.

Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите: «Добрый день! »
И следуйте хорошему примеру —
Продляйте добрым словом жизнь людей!

* выставление оценок за работу на уроке.

2 мин.

Литература:

1. Русский язык. 5 класс. авт.- сост. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова. — 2-е изд., стереотипное.,-М.:Дрофа,2013г.

2. Бабина Н. Секреты этикета. Издательство: РУСИЧ, 2001 г.

3.  Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Ростов: Феникс, 2007

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба