Методическая разработка проведения урока письма
на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма — 2016»
____________________________________
Евстегнеева Светлана Константиновна, учитель русского языка и
литературы.
_________________________________________
Класс: 6
Тема: Письмо как одна из разновидностей текста.
Тип урока: урок развития речи
Дидактическая цель: формирование новых знаний: зачем, о чем и как писать письма.
Цели:
1. возродить традицию русского эпистолярного жанра;
2. развивать навыки правильного написания письма;
3. формировать практические навыки правильного заполнения конверта;
3. развитие важных психологических характеристик личности учащихся;
4. интереса к изучению русского языка;
5. способностей к общению, умению письменно излагать свои мысли;
Воспитательные задачи:
1 .Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.
2. Воспитывать любовь к родному языку.
Средства работы: тетради, доска, конверты, стенд с картинами, раздаточный материал (карточки, тесты)
Эпиграф к уроку: «Напиши мне письмо, хоть две строчки всего, чтобы я иногда прочитать мог его» (слова из песни написать на доске) слайд 2
Ход урока
I. 1. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
На столе у каждого ученика лежат смайлики, выражающие различные эмоции.
— Добрый день! Я рада вас видеть вновь на уроке русского языка. Прежде чем начнётся урок, мне бы хотелось узнать: с каким настроением вы сегодня пришли в этот класс? В этом вам помогут забавные смайлики. Выберите смайлика, который соответствует вашему настроению.
— Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу. От улыбки всем становится светлее.
2. Создается проблемная ситуация.
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами картины и эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Прочитайте эпиграф.
— Какое здесь слово будет ключевым?
-Как вы думаете, о чём пойдет речь? Чему будет посвящен наш урок? (письму)
Что вы научитесь делать? Сформулируйте тему и цели нашего урока.
— Вы писали кому-нибудь письма? Что сообщается обычно в письмах?
Конечно же, каждому человеку в жизни приходится получать и отправлять письма. И сегодня на уроке мы познакомимся с эпистолярным жанром. Узнаем, как правильно написать письмо, какие виды письма бывают. Научимся подписывать конверт, и напишем сочинение-миниатюру в виде письма.
Откройте тетради, запишите число, эпиграф. Слайд 3
II. Введение в тему урока. Организация по исследованию проблемной ситуации.
-
Беседа.
— Какие современные способы передачи информации вам известны?( одно из них письмо) А ещё какие способы вы знаете? Запишите их себе в тетрадь.
-В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите. Вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать? Слайд 4
— А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо , словно разговариваешь с близким тебе человеком)
2. Словарная работа.
—Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А поможет нам в этом самая умная книга — “Словарь”. Найдите, пожалуйста, в словаре слово “эпистола”.
На экране:
Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole
Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire
1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки.
Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо),
-
Изданные письма частного характера.
-
Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.
3. Работа в тетради.
— Запишем в тетрадь новые слова: эпистола, эпистолярный, эпистолярная литература.
— В красную книгу отечественной культуры запишут скоро некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма. Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…” Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: “Я, знаете ли, прочитать этого не сумею: грамоты не одолел…” Это факт: утрачено искусство писать письма, никто не занят обучением этому искусству. Писание писем, к которому человек приобщается с детства – прекрасная школа грамотности. Да и не только грамотности, но и драгоценного умения человеческого общения. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. — Ребята, как вы думаете, зачем пишут письма? Почему в наше время письма являются ценностью?
— Какие виды писем вы знаете? Слайд 5
Проецируется на экране таблица:
Официальное
Деловое Письмо Личное
-
Благодарственное письмо
-
Письмо — извинение
-
Дружеское письмо
-
Письмо — просьба
-
Письмо — поздравление
-
Письмо-поддержка
-
Письмо — рассказ
Письмо — это исторический документ, память о прошлом. Авторы писем высказывают свои мысли и чувства, свое отношение к людям, к которым обращались. Слайд 6
Сегодня мы будем говорить о личном письме.
-Как вы понимаете само определение – личное письмо?
(Личное письмо — это общение, беседа, значит, можно использовать разговорный стиль. Письмо может быть написано и в стихах, значит, приемлем и художественный стиль. Таким образом, в личном письме может присутствовать синтез элементов различных стилей).
Запишите виды личного письма.
-
Правила заполнения конверта.
-
Практическая работа.
— Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло? (Показывается конверт, на котором написано: на деревню дедушке.)
— А теперь приступим к заполнению конверта. Слайд 7
— В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.
— А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.
— В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
Заполнение конверта.
2. Лексическая работа.
– А кто же такой адресат? Чтобы правильно ответить на этот вопрос обратимся к нашему помощнику – словарю.
Слайд 8. На экране:
1. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель
2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель
— Как называются слова, похожие по звучанию, но разные по значению и написанию? (паронимы). В речи нельзя допускать употребление одного из паронимов вместо другого. Давайте эти слова тоже запишем себе в тетрадь (адресат, адресант).
V. Правила составления письма.
—Письмо пишется по определенному плану. Делится на части, которые имеют своё название. Слайд 9
1.Любое письмо должно правильно составляться автором, и мы должны соблюдать правила.
-приветствие;
-вступление;
-основная часть;
-заключение;
-подпись;
-дата.
— Есть слова, без которых не может начинаться и заканчиваться письмо.
— Какие это слова? (Здравствуйте! Привет! До свидания! До новых встреч!..)
— Как вы думаете, если ли правила составления письма и его написания?
Возьмите тесты и попробуйте составить эти правила.
— Предлагаю вам ответить на вопросы теста (раздаются листочки с напечатанным текстом):
1. письмо должно начинаться с ….
2. Обращение обычно пишут где ….
3. нужно соблюдать все ……. построения письма: …..,вступление, …..,заключение,……..подпись,…..
4. Ответ на письмо следует отправлять не позднее ….. дней после получения.
5. Почерк должен быть каким ….
6. Писать карандашом можно, нельзя, в исключительных случаях (подчеркните правильное)
7. Бумага должна быть какой ….
8. Чистый неизмятый конверт подписывать как …
9.Письмо должно быть написано без….и…..
10. Нельзя чужие письма…..и….. (Итоги теста)
После проверки всем на память раздаются памятки правил написания.
— Давайте поговорим о правилах написания письма.
— Поднимите руки те, у кого из вас есть друзья, живущие не в вашем городе?
— Вы писали письма, не СМС, а письма? Значит, вам приходится общаться с помощью писем.
— О чем можно написать в письме другу? (школьные дела, повседневная жизнь, увлечения и занятия, события семейного значения, что вас волнует и т.д.)
-Перед вами письмо. Прочитайте, подумайте, отвечает ли оно требованиям, предъявленным к написанию письма. Как можно было бы теплее закончить письмо?
«Здравствуй, бабушка! У меня всё нормально. Родители купили мне новый велосипед. В выходные мы ездили в лес за ягодами и грибами. Я нашла подберёзовик и несколько груздей. До свидания. Наташа» |
2. Физминутка для глаз. Включается музыка. Слайд 11
VI. Творческая дифференцированная работа в группах.
— Каждый из вас, наверное, писал уже письма. А насколько правильно, мы сегодня узнаем. Мы с вами уже познакомились с правилами составления письма. Напомните, пожалуйста, эти правила. (Один ученик отвечает)
1 группа. Написать письмо-поздравление первой учительнице;
2 группа. Написать другу письмо-рассказ о чём-нибудь интересном;
3 группа. Написать письмо президенту.
Учащиеся работают в группах, выбирая слова подсказки:
«Дорогая …
Уважаемая …
С приветом …
Хочу рассказать тебе о …
Заранее благодарен …
Напиши мне о…
С нетерпением жду ответа».
VII. Чтение работ. Обсуждение писем, написанных учащимися.
VIII. Отработка орфографических навыков. Закрепление изученного в форме занимательной грамматики.
— Молодцы! Вы справились с заданием.
— Сейчас я вам расскажу историю одного письма.
Саша всё лето провел в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды Саша написал сестре письмо следующего содержания.
На экране.
Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Дед меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. Там я нашел небольшой грип грусть. |
— Как вы думаете, все ли поняла Маша из этого письма? Почему?
— Давайте, ребята, поможем Саше разобраться, в чём же его ошибки? Запишите текст письма Саши, исправляя ошибки.
Взаимопроверка работ учащимися.
На экране проецируется исправленное письмо Саши.
IX. Подведение итогов урока.
— С какими новыми словами мы познакомились сегодня на уроке? Что такое письмо? Какие виды писем бывают? О каком письме говорили на урок? Какие правила должны соблюдаться при написании письма? Как правильно заполняется конверт?
X. Домашнее задание с комментариями.
— Возьмите конверты, которые лежат перед вами, подпишите их так:
В графе КОМУ – напишите свою фамилию, свой адрес.
В графе от КОГО — свою фамилию и свой адрес.
А письмо будет называться так: «Письмо из прошлого. 2016 год»
Напишите в этом письме, о чём вы сейчас мечтаете, кем вы хотите стать. В кого вы может быть влюблены. С кем дружите. Всё что считаете важным, но при этом соблюдайте правила написания письма. Не забудьте поставить дату. Запечатайте конверт. Эти письма я сохраню и раздам вам их на последнем звонке в 11 классе.
XI. Рефлексия.
— Ребята, нарисуйте себя после того, что вы усвоили после изучения данной темы, на одной из ступенек лестницы:
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
3
2
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 4 города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
На Всероссийский конкурс «Лучший урок письма – 2016»
Номинация «Методическая разработка проведения урока письма»
Тема урока
«Письмо как одна из разновидностей текста»
Разработку составила:
Евстегнеева Светлана
Константиновна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ ООШ №4
г.Ишимбай.
2016 год