Правила сбора, хранения и обработки природного материала
Цель: уточнение и закрепление правил сбора природного материала
Пл. результаты: бережное отношение к окружающему миру, осмысление правил организации проектной деятельности и ее значение для выполнения изделия; уметь осуществлять действие по образцу, осуществлять работу на основе представленных слайдов и текстовых планов; освоение способа изготовления изделия из природных материалов на основе соединения на пластилине; умение контролировать свою деятельность по результату, формировать навыки работы над проектом бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: рисунок с изображением листьев, коробочки для сбора природного материала
Ход
Орг. момент:
Упражнение на развитие объёма внимания.
Найдите на рисунке все листья и сосчитайте их.
Сообщение темы.
Упражнение на развитие концентрации внимания.
Размотайте клубочек, прочитайте тему нашей экскурсии.
Загадки.
1. Жёлтый Егорка упал на озёрко.
Сам не потонул и воды не всколыхнул. (Лист.)
2. Стоит в поле теремок,
Очень-очень он высок.
Ветер дунет, дом наклонится
И земле родной поклонится. (Хлебный колос.)
3. Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно … (Шишек.)
4. Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение.)
— Где всё это можно найти?
Повторение правил поведения во время экскурсии.
* по улице надо идти парами, не толкаться и не отставать от других;
* переходить улицу по указанию воспитателя;
* во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно;
* слушать внимательно;
* беречь и охранять природу;
* выбираем контролёра. Он будет следить за охраной природы.
Основная часть.
Чтобы зайти в лес, нам нужно ответить на некоторые вопросы:
— Какое сейчас время года?
— Какой сейчас месяц?
— Назовите осенние месяца.
Упражнение «Солнышко»
Цель: развитие тонкокоординированных движений кистей рук.
— Как светит солнышко зимой?
Пальцы собираются в щепотку.
— Как светит солнышко весной?
Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.
— Как светит солнышко летом?
Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы
ладони.
— Как сегодня светит солнце?
— Есть ли осадки? Какие осадки бывают осенью?
— Какое небо?
— Дует ли ветер?
Подвижная игра «Лес».
Учитель предлагает детям изобразить, как реагирует то или иное растение на:
* лёгкий тёплый ветерок;
* ураган;
* мощные холодные порывы ветра;
* ливень;
* палящее солнце;
* утренние лучики солнца;
* ночную прохладу;
* мороз.
— Назовите признаки осени.
— Чем богат наш край?
— Какие растения растут в лесу?
«Зелёная веточка»
Участвовать в этой игре могут от 10 человек и больше. Сначала дети должны встать в круг и взять за руки. Ведущий находится за пределами круга и держит в руках зелёную веточку. Игроки произносят хором: «Зелёная веточка!», а ведущий отвечает: «Сосна!». В процессе игры ведущий должен обойти весь круг и при этом произносить названия деревьев. После этого он может положить веточку за спиной одного из игроков, который должен повернуться, поднять её и постараться как можно быстрее занять пустое место в кругу. Если ведущий сделает это быстрее его, то участник считается проигравшим.
— Как используют древесину в народном хозяйстве? (Строят дома, делают мебель и множество вещей, необходимых людям.)
— Просто ли вырастить ель?
— Что значит: «беречь лес»?
— Какой природный материал можем использовать мы при изготовлении поделок?
— С каких деревьев можно брать кору, веточки, сучки? (Поваленных в бурю или спиленных.)
— Для чего нам нужны коробочки?
— Как нужно собирать природный материал?
Учитель предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету.
1. Собранные сухие ветки, корни, шишки, сучки имеют причудливую форму.
— На что похоже? Что напоминает?
— Какую можно создать композицию?
— На что похожи крылатки клёна?
Физкультминутка.
2. Учитель предлагает детям собрать красивую коллекцию из опавших листьев.
— С какого дерева опали листья?
— Какого цвета ваш букет?
— Почему с приходом осени происходит изменение окраски листьев?
— Что такое листопад? Почему он происходит?
— Что предварительно нужно сделать с листьями, для дальнейшего использования при изготовлении поделок?
— Как правильно нужно заготовлять листья, траву?
Листья кладут между бумажными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, время от времени следует менять.
3. Птичьи перья.
Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.
Дети собирают птичьи перья. От какой птицы перо?
Итог. Домашнее задание
— Что мы сегодня наблюдали?
— Какие изменения произошли с приходом осени?
— Как влияют сезонные изменения на растительный мир?
— Какие правила вы знаете и соблюдаете при сборе природного материала?