Технологическая карта урока технологии по теме: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»

Технологическая карта урока технологии

по теме: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»

Предмет: технология.

Класс: 5

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Тип урока: урок открытия новых знаний, практикум.

Цели урока:

1)Личностные:

Готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2)Метапредметные:

Регулятивные – определение последовательности выполнения пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения;

Коммуникативные – умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, проводить познавательный анализ, рефлексию познавательной деятельности.

Познавательные — умение различать древесины, пиломатериалов и древесных материалов,

3)Предметные:

Знакомство с древесиной, пиломатериалами и древесными материалами, их видами и областями применения.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы».

2. Ознакомиться с наиболее распространёнными видами древесины, пиломатериалов и древесных материалов.

3. Уметь различать виды древесины, пиломатериалов и древесных материалов.

4. Работать с первоисточниками, извлекая из них полезную информацию.

5. Делать выводы, обобщать.

Основные понятия: .

Организация пространства: фронтальная работа, работа в паре, индивидуальная работа.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база: макеты, демонстрационные образцы, презентация, технологическая карта.

  2. Инструменты, приспособления: шило, тиски.

3. Дидактическое обеспечение: учебник А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология. Индустриальные технологии 5 класс», раздаточный материал.

Дидактическая структура

урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных резул-тов

Формируемые УУД и предметные действия

Орг. момент

Организуют рабочее место

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.

Организация внимания, самоорганизация.

Целеполагание

Устанавливают соответствие, определяют границы знания и незнания изученного материала

Нас окружают предметы, изготовленные из различных материалов:

— Какие материалы издавна используют для строительства домов, хозяйственных построек?

— Из каких материалов изготавливают мебель, предметы интерьера, посуду?

— Из всего вышесказанного сделайте вывод: что мы будем изучать сегодня на уроке?

Обобщают и систематизируют знания. Включаются в работу.

Развивают познавательные интересы и интеллектуальные способности, прогнозируют деятельность на уроке.

Мотивация учебной деятельности

Рассуждают и отвечают на вопросы учителя

Нас окружают самые различные предметы, изготовленные из древесины.

Почему до сих пор из древесины строят дома и другие постройки, изготовляют мебель, посуду и множество других изделий?

(Ответы учащихся).

Правильно! Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также древесина имеет красивый внешний вид. Практическое значение использования древесины и ее обработка и сегодня не утратили своего значения в жизни человека.

Ручная обработка древесины называется столярной. Изучая столярное искусство, вы познакомитесь с различными породами древесины, видами пиломатериалов и древесных материалов, их свойствами. Узнаете о том, как из древесины изготовляют различные предметы, получите знания и умения способов обработки древесины, приемы работы столярными инструментами, управления станками и т.д. Тема нашего урока: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы».

Отвечают на вводные вопросы, рассматривают образцы различных пород древесины.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Познавательные: умение анализировать, осознанно строить речевые высказывания

Изучение нового материала.

Находят сходство и различие между образцами, делают выводы об областях применения металлов и сплавов, формулируют понятие «металлы и сплавы»

Древесина – природный конструкционный материал. Получают ее из стволов срубленных деревьев.

Древесная порода – вид многолетнего древесного растения. Породы: лиственные (дуб, береза, липа, осина и др.) – на ветках растут листья; хвойные (ель, сосна, кедр, лиственница и др.) – листья в виде иголок.

Рассмотрим подробнее породы древесины:

Дуб – твердая древесина желтого цвета с желтовато-коричневыми прожилками. Изготовляют мебель, двери, применяют в строительстве.

Береза – твердая древесина, светлая (белая с желтоватым или красноваты оттенком). Делают мебель, фанеру, ручки для инструментов.

Липа – мягкая, легкая древесина бело-желтого оттенка. Изготовляют рамки, шкатулки, изделия с художественной резьбой.

Ель – древесина бело-желтого цвета, в разрезе видны мелкие сучки. Изготовляют мебель, музыкальные инструменты, используют в производстве бумаги.

Сосна – мягкая древесина, темнее чем у ели с красноватым оттенком. Используют в строительстве, производстве мебели.

Лиственница – древесина твердая, трудно обрабатывается, устойчива к загниванию. Делают шпалы для железных дорог, столбы, причалы, применяют в судостроении.

Физминутка: включается видеоролик — дети повторяют движения совместно с мульт.героем.

Из стволов деревьев после обрезки ветвей и сучьев получают бревна. Их распиливают вдоль и получают пиломатериалы: доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, горбыль.

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, ребро, торец, кромка.

Также существуют древесные материалы:

Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой.

Древесноволокнистые плиты (ДВП) прессуют в виде листов из измельченной древесины.

ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.

Привести примеры.

Шпон – тонкие слои древесины. Применяют для изготовления фанеры, спичек, а также как декоративный материал.

Фанера – древесный материал, полеченный путем склеивания трех и более слоев шпона. Применяется при производстве мебели, судо- и авиастроении.

Привести примеры.

Работа с учебником:

Прочитать параграф

Просмотр презентации.

Работа в тетради:

Составление схемы.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют понятия.

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную цель.

Личностные: проявляют познавательную активность.

Коммуникативная: Участвуют в обсуждении содержания материала. Предоставлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Познавательные:

Осуществляют поиск информации. Формируют понятия, учатся структурировать знания Умение находить, анализировать, управлять, оценивать и предоставлять информацию.

Лабораторно-практическая работа

Работа в группах.

Работа в парах

Перед проведением практической работы провести инструктаж по технике безопасности при обращении со слесарными инструментами.

Нам нужно самостоятельно заполнить таблицу, исследуя образцы древесины. Время выполнения задания – 10 мин.

Не забывайте, что пользоваться острым шилом нужно осторожно и строго по назначению, чтобы не поранится самому и не нанести вред рядом сидящему ученику.

На каждом столе лежит таблица, которую подлежит вам последовательно заполнить ответами.

Внимательно ознакомьтесь с ней и приступайте к работе.

Сейчас, по завершению задания, обменяйтесь тетрадями с рядом сидящим товарищем и проверьте таблицы друг друга с целью выявления ошибок и неточностей.

Убедитесь, что вы тщательно проверили работу своего соседа.

Оцените работы друг друга.

Исследование образцов. Заполнение таблицы своими ответами.

Личностные: осознают значимость изучаемого материала, проявляют познавательную активность.

Регулятивные: осуществляют планирование деятельности.

Познавательные: находят решение поставленной учебной задачи.

Рефлексия

Проводят взаимопроверку и взаимооценку

Сделайте вывод – насколько успешно мы справились с работой?

— что вам запомнилось в новой теме;

— где можно применить полученные знания;

— с каким настроением вы заканчиваете урок?

Отвечают на

вопросы.

Коммуникативные: излагают своё мнение.

Личностные: осознают свои интересы, осознают значимость изучаемого материала

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные:

Оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее

задание

Привести еще пример сплава.

В природе существует много различных пород древесины. Мы с вами познакомились с некоторыми из них, а также с видами пиломатериалов и древесных материалов. Найти ещё несколько пород древесины, какая у них текстура, цвет, твердость, где применяются эти породы. Выполните задание, запишите в тетрадь и принесите к следующему уроку.

Выполнение записи в тетради

Умение организовать собственную деятельность и планировать ее результаты

Урок окончен

Понравился материал? Поделиться с друзьями:
Просто учёба