№ |
Количество часов. |
Тема урока. |
Тип урока. |
Вид контроля. |
Элементы содержания. |
Планируемый результат усвоения. |
Дата. |
|
План. |
Факт. |
|||||||
1. |
1. |
Раздел 1. Смутное время. Преддверии Смуты. |
Урок изучения нового материала. |
Вопросы и задания. |
Предпосылки Смуты. Конец династии Рюриковичей. Правление Бориса Годунова. |
Сформировать общее представление о начале Смутного времени. |
03.09 |
|
2. |
1 |
Лжедмитрий 1. |
Комбинированный. |
Вопросы и задания. |
Начало самозванства. Войска Лжедмитрия 1 с Борисом Годуновым. Правления Лжедмитрия. |
Рассказать о периоде начала самозванства, высказывать суждения по проблеме разногласий внутри русского народа. |
05.09 |
|
3-4. |
2 |
Царь Василий Шуйский. |
Комбинированный. |
Составить таблицу: «Движение Болотникова». |
Царь Василий Шуйский. Движение Болотникова. Конец Болотникова. |
Сформировать общее представление о времени правления Василия Шуйского. |
10.09., 12.09 |
|
5 |
1 |
Лжедмитрий 2. |
Комбинированный. |
Вопросы и задания. |
Призрак воскрес. Расцвет самозванства. Вторжение. |
Сформировать представление о времени расцвета самозванцев. |
17.09 |
|
6 |
1 |
Междуцарствие. |
Комбинированный. |
Вопросы и задания. |
Семибоярщина. Первое ополчение. Лжедмитрий 3. |
Сформировать представления о времени правления «семибоярщины». |
19.09 |
|
7-8. |
2 |
Второе ополчение и освобождение Москвы. |
Комбинированный. |
|
Второе ополчение. Земский собор. Вступление Михаила Романова на престол. |
Характеризовать значение вступление на престол нового царя. Объяснить значение освобождения Москвы от врагов. |
24.09., 26.09 |
|
9. |
1. |
Урок повторения и закрепления. |
Письменная. |
Ответы на вопросы. |
«смутное время». |
|
01.10 |
|
10. |
1 |
Раздел 2. Россия при первых Романовых. Правления царя Михаила Федоровича. |
Урок изучения нового материала. |
Вопросы и задания. |
Преодоления смуты. Внутренняя политика царя. Внешняя политика. |
Сформировать представление о преодоления смутного времени, политику Михаила Федоровича. |
03.10 |
|
11. |
1. |
Царь Алексей Михайлович. |
|
|
Личность царя. Соляной бунт. Соборное уложения 1649 г. |
Сформировать представления о царе Алексее Михайловиче. |
08.10 |
|
12 |
1. |
Россия в XVII веке. |
|
|
Территория и населения. Государственное управление. Экономика. |
Сформировать общее представления о России в 17 веке. |
10.10 |
|
13. |
1 |
Урок повторения и закрепления |
Контрольная работа. |
|
|
|
15.10 |
|
14-15. |
2. |
Присоединение Украины к России |
|
|
Украинские земли под властью Речи Посполитой. Война Хмельницкого с Речью Посполитой. Переяславская Рада. Русско-польская война. |
Характеризовать отношения Украины и Польши. Объяснить значение присоединения Украины к России. |
17.10., 22.10 |
|
16-17. |
2 |
Раскол в Русской Православной церкви. |
|
|
Церковные реформы. Никон и Аввакум. Старообрядцы. |
Характеризовать отношения между религиозными деятелями. |
24.10., 29.10. |
|
18-19. |
2 |
Народные волнения в 1660-1670 гг. |
|
Таблица: «Движения Разина» . |
Медный бунт. Донские казаки. Восстание Разина. |
Характеризовать народные волнения, причины восстания Разина. |
12.11., 14.11. |
|
20-21. |
2 |
Сибирь в XVII веке. |
|
Таблица: «Землепроходцы и мореходы». |
Сибирь и ее народы. Освоение русскими Сибири. Землепроходцы и их открытия. |
Сформировать представления о тогдашнем Сибири и ее народах. |
19.11., 21.11. |
|
22. |
1. |
Просвещения и литература. |
|
|
Грамотность и просвещения. Литература. Театр. |
Характеризовать стороны просвещения 17 века. |
26.11. |
|
23. |
1. |
Культура и быт. |
|
|
Архитектура. Живопись. Быт. |
Характеризовать культуру 17 века. |
28.11. |
|
24. |
1. |
Урок повторения по главе «Россия при первых Романовых». |
Письменная работа. |
Вопросы и задания |
|
|
03.12. |
|
25-26. |
2. |
Раздел 3. Эпоха реформ Петра 1. Наследники Алексея Михайловича. |
Урок изучения нового материала. |
|
Царь Федор Алексеевич. События 1682 года. Регентство царевны Софьи. |
Характеризовать наследников царя Алексея Михайловича. |
05.12., 10.12. |
|
28-29. |
2. |
Начало правления Петра 1. |
|
|
Устранения Софьи. Азовские походы. Великое посольство и последний стрелецкий бунт. |
Характеризовать время начала правления Петра 1. |
12.12., 17.12. |
|
30-31. |
2. |
Начало Северной войны. |
|
|
Нарвская «конфузия». Первые победы. Основание Петербурга. |
Сформировать представления о начале Северной войны. |
19.12., 24.12. |
|
32-33. |
2. |
Перелом войне. |
|
|
Шведское нашествие. Полтавская битва. Прусский поход. |
Сформировать представления о Северной войне. Обозначение Полтавской битве. |
14.01., 16.01. |
|
34-35. |
2 |
Конец северной войны. |
|
|
Морские победы. Ништадский мир. Каспийский поход. |
Обозначить значение победы над Швецией. |
21.01., 23.01. |
|
36. |
1. |
Повторения на тему: «Северная война». |
Повторение и обобщение. |
Вопросы и задания. |
Северная война. |
|
28.01. |
|
37-38. |
2. |
Государственные преобразования Петра 1. |
Урок изучения нового материала. |
|
Государственные управления. Административно-территориальное деление. Сословная политика. |
Характеризовать государственные преобразования Петра 1. |
30.01., 04.02. |
|
39. |
1. |
Экономика при Петре 1. |
|
|
Промышленность. Торговля. |
Характеризовать промышленность и экономику. |
06.02. |
|
40-41. |
2. |
Народные движение при Петре 1. |
|
|
Рост народного недовольства. Восстание в Астрахани. Восстания Булавина. |
Характеризовать рост недовольства народа. |
11.02., 13.02. |
|
42. |
1. |
Преобразования в области культуры. |
|
|
Просвещения и наука. Искусство. Дворянский быт. |
Характеризовать культуру при Петре 1. |
18.02. |
|
43-44. |
2. |
Династия Романовых в первой четверти 18 века. |
|
|
Семья Петра 1. «Дело» царевича Алексея. Устав о наследии престола. |
Сформировать представление о семье Петра. |
20.02., 25.02. |
|
45. |
1. |
Урок повторения и обобщения. |
Повторение. |
Письменная работа. |
Правления Петра 1. |
|
27.02. |
|
46-47. |
2. |
Раздел 4. Россия после Петра 1. Наследники Петра 1. |
Урок изучения нового материала. |
Вопросы и задания. |
Екатерина 1. Петр 2. «Затейка» верховников. |
Характеризовать наследников Петра 1. |
04.03., 06.03. |
|
48. |
1. |
Правление императрицы Анны Иоанновны. |
|
|
Восстановление самодержавия. Внутренняя и внешняя политика. |
Характеризовать время правления Анны Иоанновны. |
11.03. |
|
49. |
1. |
Урок повторения и обобщения. |
Повторение. |
|
|
|
13.03. |
|
50. |
1. |
Брауншвейское семейство. |
|
|
Император Иоанн Антонович. Переворот 1741 года. Судьба Брауншвейгской семьи. |
Характеризовать императорскую семью и восшествие на престол Елизаветы 1. |
18.03. |
|
51-52. |
2. |
Императрица Елизавета Петровна. |
|
|
Личность императрицы. Внутренняя политика. Внешняя политика. |
Характеризовать политику правления Елизаветы Петровны. |
20.03., 25.03. |
|
53. |
1. |
Наука, просвещение и культура России в сер. 18 века. |
|
|
Наука и просвещение. Литература и искусство. М. В. Ломоносов. |
Характеризовать науку и просвещение. |
27.03. |
|
54. |
1. |
Раздел 5. Золотой Век Екатерины Великой и правление Павла 1. Император Петр 3. |
Изучения нового материала. |
|
Престолонаследие. Царствование Петра 3. Переворот 1762 года. |
Характеризовать время правления Петра 3. |
08.04. |
|
55. |
1. |
Екатерина 2: личность и эпоха. |
|
|
Личность императрицы. Первые годы правления. Сподвижники Екатерины. |
Характеризовать императрицу Екатерину 2. |
10.04. |
|
56-57. |
2. |
Внешняя политика Екатерины 2. |
|
Составления схемы. |
Русско-турецкие войны. Разделы речи Посполитой. |
Характеризовать русско-турецкие войны. |
15.04., 17.04. |
|
58. |
1. |
Движение Пугачева. |
|
|
Начало восстания. От Оренбурга до Казани. Конец восстания. |
Характеризовать восстания Пугачева. |
22.04. |
|
59-60. |
2. |
Внутренняя политика Екатерины 2. |
|
|
Реформы. Экономическая жизнь. Россия и Великая французская революция. |
Сформировать представление о внутренней политике Екатерины 2. |
24.04., 29.04. |
|
61. |
1. |
Правления Павла 1. |
|
|
Личность императора. Внутренняя политика. Война с Францией 1798-1799 годов. |
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла. |
06.05. |
|
62. |
1. |
Просвещения и наука во второй половине 18 века. |
|
|
Просвещение. Наука. Техническая мысль. |
Характеризовать развитие просвещения и науки во второй половине 18 века. |
08.05 |
|
63. |
1. |
Литература и искусство во второй половине 18 века. |
|
|
Литература. Музыка и театр. Архитектура. Скульптура. Живопись. |
Характеризовать развитие литературы и искусства во второй половине 18 века. |
13.05. |
|
64 |
1. |
Повторение. |
Повторение. |
Устная работа. |
|
|
15.05. |
|
65 |
1. |
Урок итоговой проверки знаний. |
|
Письменная работа. |
|
|
20.05. |
|
Резервные часы: 23.05., 27.05.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторских программ Пчелова Е. В. «История России XVII-XVIII века», с учетом государственного образовательного стандарта 2004 года.
Цели и задачи курса:
Создание объективной картины событий прошлого.
Формирование адекватных исторических представлений у школьников.
В данном курсе учащиеся освоят следующие знания:
Знать и понимать основные этапы и ключевые события, выдающихся деятелей, важнейшие достижения культуры России XVII-XVIII вв.
В процессе освоения курса учащиеся приобретут следующие умения:
Указывать: а) хронологические рамки существования Смутного времени; б) даты освобождения Москвы от интервенции, правления Михаила Романова и его потомков.
Называть: а) место, обстоятельства, участников событий; б) царей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и достижения культуры России XVII-XVIII вв.
Описывать занятия, образ жизни населения России XVII-XVIII вв. Составлять описание памятников русской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений культуры.
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; укрепление и завоевания Русского государства.
Называть характерные, существенные черты: экономических и социальных отношений в России XVII-XVIII вв., положения разных групп населения; развития русских земель при династии Романовых; политического устройства России XVII-XVIII вв., внутренней и внешней политики русских самодержцев.
Объяснять значение понятий: смутное время, семибоярщина, второе ополчение, золотой век дворянства.
Излагать суждения о причинах и последствиях: политической раздробленности русских земель; зависимости Руси от Орды; объединения русских земель вокруг Москвы; социальных движений.
Приводить оценки: значения освобождения Москвы от захватчиков, деятельности Михаила Романова, Петра I, Екатерины II..