Разработка урока технологии на основе ФГОС по теме « Роспись дымковской игрушки»
в 5 классе с применением технологии «Технологии интеллект-карт».
Цели и задачи урока:
Дать возможность почувствовать себя мастером по росписи глиняной дымковской игрушки.
-Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы (модели).
-Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.
-Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке.
-Учить видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах.
-Учить выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.
Дидактическое и диагностическое обеспечение урока технологии
Наглядные пособия: Оригинальные образцы дымковской (и иной народной) игрушки, выполненные руками мастера промысла, модели (макеты) дымковских игрушек – работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров, цветные иллюстрации с изображением дымковских , филимоновских и каргопольских игрушек, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской росписи, плакаты с моделями различных юбок, образцы различных юбок.,кроссворд «Народные промыслы».
Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, опорные таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал – белые листы А-4, бумажные модели игрушки на каждого ребенка, печатки-тычки различной формы и размера, краски темперные и гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.
Этапы урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный этап. Подведение к цели урока. Проблемная ситуация. Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Организация командной (групповой)работы. Предлагает учащимся выполнить задание: Ребята, представьте такую картину: однажды три мастера из деревень Дымково, Филимоново и города Каргополь решили отвезти на столичную ярмарку свои изделия – глиняные игрушки. Но при встрече на столбовой дороге у них произошла неприятность: обозы столкнулись, и часть игрушек с трёх обозов упала на землю.
Для выполнения задания к доске приглашаются по два человека от каждой команды. Цель наших дальнейших действий – выделить основные особенности каждого вида глиняной игрушкинам. 2, 3 группа учащихся разгадывает ребус. 4 группа решает тест.
|
Вызванные учащиеся предлагают свои варианты выполнения задания. -Данные игрушки мы будем разносить на группы, выделяя схожие черты игрушек, их основные особенности. Выделяют цель дальнейших учебных действий. Предлагают следующие варианты ответов (осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков): —Форма игрушки — Сюжеты, тематика игрушек -Цвета росписи
|
Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме. ) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, Извлекают необходимую информацию из прослушанного, учатся структурировать знания; вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала. Цели и задачи: для учителя – выделить особенности дымковской игрушки, по типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям |
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке) Особенности росписи барыни.
На расписанную игрушку народные мастерицы нередко наклеивали ромбики и квадратики из фольги.Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
— В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках — сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. насыщенные цвета — красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, оранжевый, фиолетовый –очень празднично сияют на белом фоне игрушки. В палитре дымковских мастеров почти отсутствует смешение цветов.Дымковскую игрушку расписывают очень ярко, в народе яркие краски всегда ассоциировались с праздником. Перед вами на стендах расположены элементы дымковской росписи, которые сложились в азбуку. Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на то, какие элементы для росписи наряда крестьянки и барышни применил мастер в своей работе. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Посмотри, как хороша
|
Слушают выступления одноклассников, дополнения учителя, смотрят презентации, составляют интеллект- карту.Отвечают на вопрос учителя (устанавливают цель практической работы). Представляют свои работы. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют и оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.
|
Планировать деятельность с помощью учителя Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения , вносить коррективы и исправлять ошибки, структурировать и обрабатывать информацию. Мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. |
Игра «Найди свой узор». Задача: организация командной (групповой) игры для мотивации и закрепления художественных образов. |
ЗАПОМНИ! Узор наносится сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов. Вначале распредели по поверхности игрушки цветовые пятна – крупные элементы узора. Все мелкие детали росписи выполняй после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируй, но старайся делать роспись в традициях промысла.
|
|
Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. |
Этап «Профилактический». Физминутка. |
Включает музыку. |
Выполняют упр-я под музыку. |
|
Этап «Применение освоенного в практической деятельности» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
|
Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, вылепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров,характерные для этой игрушки, которую вы выбрали.Не забудьте о цветовой гамме.
Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи: Игрушки всякие на все манеры: Вот и барышни и кавалеры. У барынь алые щёки и губки, Нарядные платья и тёплые шубки. Красна девица в венце У неё румянец на лице Собой хороша, Стоит не дыша! Проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе. Лучшие работы показывают, что вы сумели передать в своих творческих работах настроение народного промысла, создать запоминающийся образ. Уверена, что вы убедились, что без знания законов цвета трудно рассчитывать на успех. Художник постоянно учится видеть и чувствовать всё, что его окружает. И вы сделали первые шаги в этом направлении, показав свою индивидуальность |
Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности |
|
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
|
О домашнем задании мы сегодня уже говорили, только не распределили по темам. Выберите для себя вариант подготовки.
|
В группах обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной информации распределяет задания ( слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров, рисунки и т.д.). |
Поисковая работа . |
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
|
организация комментирования просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах.
|
Оценивают работу. |
Обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложенного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном. Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. Учатся находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах делать корректировку и недопущения повторения подобных ошибок.
|
Литература.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2011
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Гузеев В.В.Использование в учебном процессе технологии интеллект-карт.
Приложение.
Вопрос № 1
В какой области находится село Дымково?
в Самарской
в Новгородской
в Кировской
Вопрос № 2
Прородительницей дымковской игрушки являлась…
свистулька
кукла-оберег
лошадка
Вопрос № 3
Из какой глины лепят дымковсие игрушки?
из белой
из голубой
из красной
Вопрос № 4
В какой печи обжигают изделия?
в муфельной
в русской
в доменной
Вопрос № 5
Какими красками расписывают изделия?
акварельными
темперными
масленными
Вопрос № 6
Чем декорируют изделия?
конфети
сусальным золотом (потали)
фальгой
Вопрос № 7
Основой росписи дымковской игрушки являются…
волнистые линии
симметричные линии
геометрический рисунок
Вопросы:
1. В росписи этой игрушки присутствуют квадраты и ромбы.
2. Яркая игрушка, расписанная кругами и волнистыми линиями.
3. Игрушка удлиненной формы, полосатая.
4. Узоры процарапаны и покрыты глазурью.
Ответы:
1. Курская. 2. Дымковская. 3. Филимоновская. 4. Скопинская.
Вопросы:
1. Игрушка покрыта глазурью, рисунок процарапан.
2. Самая знаменитая игрушка, в орнаменте круги.
3. Игрушка забавная и смешная, много черного цвета.
4. Белая игрушка, в орнаменте которой – клетка, ромбы.
5. Декоративные звери этой игрушки поверх рисунка еще расписаны золотом или серебром.
Ответы:
-
Скопинская. 2. Дымковская. 3. Каргопольская. 4. Курская. 5Абашевская.
-
.